Утром 31 октября 2015 самолет А-321, следовавший рейсом из Шарм-эш-Шейха в Петербург, разбился на Синайском полуострове.
Самая большая авиакатастрофа за последние несколько лет. Авиалайнер, принадлежащий компании "Когалымавиа", совершал перелёт из египетского Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург . Он потерпел крушение примерно через 30 минут после своего вылета.
Сколько человек было на борту самолета
На борту во время трагедии находились 224 человека. В их числе были семь членов экипажа воздушного судна, а также 29 детей. Практически все погибшие - россияне.
Сколько погибло детей?
При крушении аэробуса А321 погибло 29 детей.
Общее количество жертв при крушении самолета в Египте
При крушении самолета погибли все пассажиры и члены экипажа, 224 человека. Тела погибших доставили в Санкт-Петербург , они будут направлены в крематорий города для проведения процедуры опознания.
Причина крушения самолета: черные ящики (видео)
Расшифровка черных ящиков будет проводиться в Египте. Точная причина крушения самолета будет установлена только после полной экспертизы данных бортовых самописцев.
Причины крушения самолета в Египте - теракт. Версия эксперта (Видео)
Родственники погибших в программе на НТВ (видео)
Родственники погибших, которые потеряли сразу несколько близких людей, пришли на программу НТВ.
Список погибших в Египте 31.10.2015
Экипаж самолета Airbus A321 авиакомпании «КагалымАвиа» 7K9268:
1. Немов Валерий Юрьевич - КВС
2. Трухачев Сергей Станиславович - 2 пилот
3. Марцевич Валентина Петровна - ст. бортпроводник
4. Беломестнов Андрей Витальевич - бортпроводник
5. Олару Ирина Дмитриевна - бортпроводник
6. Свиридов Станислав Васильевич - бортпроводник
7. Филимонов Алексей Андреевич - борпроводник
Список пассажиров самолета Airbus A321 авиакомпании «КагалымАвиа» 7K9268:
Республика Карелия
1. Семаков* Алексей Андреевич 08.10.1979
2. Семакова Оксана Александровна 23.09.1975
Архангельская область
3. Чернова Александра Алексеевна 02.03.1996
Ленинградская область
4. Громов Алексей Михайлович 01.06.1988
5. Громова Татьяна Сергеевна 09.12.1988
6. Громова Дарина Алексеевна 26.12.2014
7. Богданов Дмитрий Евгеньевич 27.01.1969
8. Богданов Антон Дмитриевич 28.10.2005
9. Богданова Анастасия Дмитриевна 04.10.1993
10. Ивлева Мария Романова 07.09.2000
11. Гречкина Татьяна Ивановна 20.01.1952
12. Радлевич Алла Ивановна 02.07.1959
13. Радлевич Александр Михайлович 04.01.1956
14. Саяпина Наталья Владимировна 24.10.1975
15. Саяпин Алексей Викторович 23.09.1970
16. Лаишева Надежда Александровна 17.01.1991
17. Кузнецова Наталья Владимировна 05.02.1986
18. Павлова Ирина Геннадьевна 23.09.1963
19. Михайлюкова Валентина Степановна 18.03.1955
20. Харитонов Леонид Николаевич 05.04.1971
21. Киселев Анатолий Сергеевич 21.08.1983
22. Хусаинова Елена Руслановна 02.01.1967
23. Харитонова Оксана Алексеевна 17.08.1971
24. Харитонова Анастасия Леонидовна 05.11.2001
25. Сергеева Елена Владимировна 29.05.1953
26. Шурко Наталья Викторовна 29.08.1971
27. Смирнов Юрий Николаевич 12.09.1960
28. Симанова Маргарита Аркадьевна 26.04.1962
29. Шульгинова Ольга Викторовна 13.10.1980
30. Смирнова Ирина Леонидовна 30.04.1966
31. Тарасова Лариса Федоровна 23.10.1954
32. Тарасов Александр Петрович 19.07.1953
33. Зуева Марина Сергеевна 12.02.1990
34. Виноградская Евгения Валерьевна 26.11.1986
35. Федорова Татьяна Александровна 08.12.1979
36. Дунаева Нина Николаевна 08.06.1953
37. Ким Людмила Викторовна 04.07.1975
38. Александров Александр Сергеевич 11.07.1976
39. Башакова Надежда Александровна 15.11.1937
40. Беспалова Галина Николаевна 16.09.1949
41. Подлевских Мария Валентиновна 20.03.1975
42. Калинина Ольга Викторовна 10.12.1973
43. Ивлева Марина Александровна 10.01.1971
44. Семенов Александр Петрович 10.05.1966
45. Зорькина Анна Валерьевна 10.03.1984
46. Зорькина Анна Викторовна 15.08.1986
Мурманская область
47. Козлова Любовь Владимировна 01.07.1963
Псковская область
48. Тихомиров Алексей Николаевич 22.05.1981
49. Мельникова Елена Михайловна 27.10.1962
50. Пикалева Ирина Георгиевна 15.03.1959
51. Витальева Алиса Денисовна 28.02.2001
52. Витальева Ирина Сергеевна 05.02.1978
53. Кожемякова Екатерина Николаевна 19.08.1982
54. Копылов Александр Михайлович
55. Горбатенко Андрей Юрьевич 14.07.1980
56. Мурашова Екатерина Сергеевна 05.11.1983
Новгородская область
57. Смоленкова Татьяна Владиславовна 27.04.1952
58. Ищенко Ирина Николаевна 31.01.1953
59. Галанова Елена Евгеньевна 23.10.1972
60. Ростенко Наталья Николаевна 08.01.1959
61. Васильева Марина Николаевна 01.09.1958
62. Гомечко Людмила Николаевна 25.05.1958
63. Лущенко Нина Васильевна 08.07.1955
64. Михайлов Игорь Геннадьевич 26.08.1978
65. Николаева Екатерина Ивановна 21.03.1973
66. Ясменко Татьяна Ивановна 15.07.1983
67. Осипов Илья Владимирович 04.02.1980
68. Осипов Захар Ильич 06.05.2007
69. Мозгина Любовь Николаевна 22.12.1975
70. Мозгина Алиса Максимовна 14.05.2014
71. Замолотова Галина Николаевна 09.01.1953
Санкт-Петербург
72. Алексеев Алексей Сергеевич 07.12.1983
73. Герасина Вера Алексеевна 16.09.2009
74. Гирин Дмитрий Владимирович 23.09.1983
75. Глидяев Денис Николаевич 17.01.1982
76. Голенков Владимир Львович 26.03.1967
77. Калинина Евгения Ивановна 05.05.1951
78. Яцкова Дарья Александровна 23.09.1995
79. Явсин Евгений Валерьевич 02.03.1994
80. Богданова Валерия Сергеевна 16.11.1990
81. Брюло Евгений Александрович 21.11.1966
82. Голенкова Диана Эминовна 02.09.2011
83. Голенкова Виктория Юрьевна 14.07.1970
84. Голубева Нина Валерьевна 21.01.1972
85. Дементич Татьяна Викторовна 07.05.1951
86. Дудченко Елена Борисовна 28.11.1968
87. Коренко Людмила Алексеевна 07.04.1954
88. Кондрашкова Марина Владимировна 12.11.1990
89. Гордин Леонид Валерьевич 27.11.1986
90. Григорьева Дарья Юрьевна 29.12.1991
91. Григорьева Екатерина Сергеевна 02.07.2003
92. Ветлугина Наталья Михайловна 08.04.1979
93. Федоров Федор Дмитриевич 17.02.2010
94. Душечкина Валерия Андреевна 10.05.2005
95. Краснова Юлия Сергеевна 15.06.1992
96. Огородова Ксения Александровна 09.02.1982
97. Найок Максим Сергеевич 08.04.1988
98. Даниленко Надежда Эдуардовна 18.04.1990
99. Федорова Елена Владимировна 07.01.1975
100. Орлеанская Ирина Андреевна 20.01.1988
101. Орлеанский Дмитрий Сергеевич 27.11.1984
102. Родина Елена Николаевна 01.11.1980
103. Сагдатуллина Наталия Анатольевна 05.03.1964
104. Сакерина Влада Андреевна 11.09.1992
105. Сакерин Илья Александрович 31.05.1990
106. Салахбеков Даниял Магомеднабиевич 16.05.2001
107. Салахбекова Диана Магомеднабиевна 31.03.2006
108. Мовчанов Владислав Игоревич 29.07.1984
109. Миллер Тимур Маратович 22.03.1982
110. Максимова Мария Владимировна 01.01.1974
111. Максимов Александр Дмитриевич 07.10.2000
112. Лапшина Вера Ивановна 01.09.1946
113. Куркаедова Ирина Вячеславовна 27.10.1955
114. Крылова Светлана Викторовна 06.05.1985
115. Кротов Александр Алексеевич 12.04.1979
116. Осипова Наталья Анатольевна 21.02.1962
117. Панина* Александра Петровна 30.03.1990
118. Панина Татьяна Леонидовна 30.12.1959
119. Павлова Ольга Александровна 24.09.1973
120. Ковалева Ирина Александровна 02.09.1967
121. Кононирова Елена Валерьевна 16.01.1985
122. Мокиевская Татьяна Васильевна 23.05.1988
123. Моисеева Елена Владимировна 18.04.1976
124. Моисеева Алена Андреевна 22.08.2010
125. Пономарева Надежда Владимировна 17.01.1974
126. Пряников Евгений Андреевич 03.02.2004
127. Курбатова Татьяна Владимировна 29.08.1967
128. Куликова Юлия Витальевна 16.01.1990
129. Пухкаева Елена Анатольевна 26.04.1963
130. Крылова Кристина Михайловна 18.11.2005
131. Крылов Михаил Юрьевич 04.01. 1982
132. Кочкин Антон Юрьевич 29.01.1967
133. Хмелевский Дмитрий Валерьевич 10.07.1989
134. Савельев Павел Владимирович 06.07.1975
135. Явсина Елизавета Александровна 12.08.1970
136. Илларионова Александра Ивановна 14.08.1987
137. Шиллер Дарья Викторовна 23.07.1983
138. Шихина Екатерина Валерьевна 31.03.1990
139. Шеина Ольга Александровна 10.05.1985
140. Шеина Анастасия Юрьевна 07.03.2012
141. Шеин Юрий Вячеславович 01.04.1977
142. Шарова Ирина Михайловна 22.07.1977
143. Сергеева София Петровна 14.03.1953
144. Сергеев Геннадий Алексеевич 03.11.1955
145. Сергеев Алексей Владимирович 19.03.1951
146. Тимошенко Андрей Николаевич 20.05.1975
147. Иванова Ираида Александровна 22.05.1938
148. Иванюк Галина Владимировна 28.12.1957
149. Воскресенская* Эльвира Александровна 08.02.1987
150. Гавриков Александр Викторович 04.01.1980
151. Волженкова Анна Владимировна 02.05.1987
152. Винник Александр Олегович 06.02.2012
153. Скородумова Людмила Юрьевна 19.09.1953
154. Скородумов Виктор Александрович 11.08.1951
155. Шульгинов Кирилл Евгеньевич 04.05.2012
156. Шульгинов Евгений Владимирович 08.02.1979
157. Винник Дмитрий Олегович 06.09.2013
158. Смирнова Вера Васильевна 16.09.1941
159. Винник Мариана
160. Терехина Галина Федоровна 14.11.1959
161. Жималенков Мирон Сергеевич 27.07.2013
162. Жималенкова Елена Владимировна 16.02.1986
163. Тишинская анна Андреевна 02.10.1988
164. Соловьева Татьяна Михайловна 10.06.1957
165. Сологубова Евгения Александровна 12.01.1990
166. Соколова Ирина Сергеевна 20.05.1986
167. Ветлугин Александр Аркадьевич 26.07.1980
168. Гайдамак Алина Николаевна 30.04.1988
169. Волкова Юлия Николаевна 28.04.1967
170. Волков Николай Николаевич 12.12.1982
171. Волянская Екатерина Валентиновна 22.07.1992
172. Вишнев Артем Наполенович 26.10.1988
173. Евграфова Евгения Андреевна 07.06.1988
174. Федорков Михаил Андреевич 07.09.1988
176. Герасина Юлия Борисовна 29.05.1973
177. Жималенков Сергей Евгеньевич 13.08.1983
178. Гайдамак Елена Вячеславовна 08.06.1965
179. Волкова Марина Владимировна 14.11.1965
180. Акимов Михаил Евгеньевич 30.05.1973
181. Амосов Андрей Владимирович 08.12.1964
182. Аникеева Маргарита Яковлева 14.09.1949
183. Анисимов Виктор Анатольевич 07.05.1962
184. Баглаев Павел Владимирович 12.12.1960
185. Буткевич Александр Константинович 27.08.1955
186. Данилова Наталья Сергеевна 24.08.1987
187. Прусакова Светлана Николаевна 20.12.1957
188. Пяточенко Неля Владимировна 20.01.1963
189. Мнацаканов Леонид Вартанович 07.11.1975
190. Стацкая Анастасия Васильевна 27.04.1992
191. Канцерова Валерия Валерьевна 21.02.1983
192. Пилип Александра Федоровна 21.01.1968
193. Пульянов Роман Анатольевич 13.11.1985
194. Добрица Римма Асхатовна 07.08.1971
195. Добрица Андрей Владимирович 18.02.1971
196. Севрюкова Виктория Алексеевна 22.01.1991
197. Йорген Елена Владимировна 04.10.1971
198. Тихомирова Анастасия Андреевна 03.06.1987
199. Брюло Мария Вячеславовна 28.01.1967
200. Домашняя Елена Александровна 15.11.1990
201. Кириллова Ольга Владимович
Тамбовская область (г. Тамбов)
202. Клочков Алексей Юрьевич 01.07.1989
203. Клочкова Светлана Сергеевна 25.01.1989
Тюменская область (г. Тюмень)
204. Томина Елена Владимировна 01.09.1969
Красноярский край
205. Пахарь Анна Михайловна 11.07.1990
Смоленская область
206. Булева Юлия Вячеславовна 15.07.1990
Алтайский край (г. Барнаул)
207. Масленникова Юлия Юрьевна 05.03.1988
г. Пермь (ПФО)
208. Казак Любовь Васильевна 06.11.1957
Удмуртская республика
209. Шишкина Мария Андреевна 21.09.1987
Республика Беларусь
210. Серединский Роман Анатольевич 05.06.1987
Республика Украина
211. Сачук Владимир Викторович 17.06.1989
212. Усатова Ирина Владимировна 13.02.1972
213. Усатов Кирилл 15.03.1999
214. Мовчанова Лилия 14.06.1991
Место не определено
215. Васильева Лилия
216. Григорьева Наталья
217. Ульянов Роман Анатольевич
С момента гибели 224 человек над Синаем прошло ровно два года. Подавляющее большинство погибших были российскими гражданами. ФСБ РФ, а вслед за ней и египетские власти признали трагический инцидент терактом. Однако его исполнители до сих пор не найдены. Неясным до конца остается то, кто стал заказчиком этого страшного преступления.
Ровно два года назад - 31 октября 2015 года произошла самая массовая по количеству погибших авиакатастрофа, за всю историю России.
В этот день авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании «Когалымавиа» вылетел из египетского Шарм-эль-Шейха и взял курс на Санкт-Петербург. Экипаж лайнера выполнял чартерный рейс и вез российских туристов после отдыха домой.
Самолет спокойно набирал высоту, следуя вдоль залива Акаба, и вскоре должен был пересечь Синайский полуостров, чтобы войти в воздушное пространство Европы. Однако на 23-й минуте полета связь наземных служб с воздушным судном прервалась.
Вскоре выяснилось, что Airbus A321-231 рухнул на землю в центральной части Синайского полуострова и полностью разрушился.
Обломки воздушного судна были разбросаны на 13 км. Все 224 человека, находившихся на борту самолета, погибли.
В момент гибели авиалайнера там было семеро членов экипажа, а также 217 пассажиров. Из них было четверо украинцев, один белорус, а остальные - граждане России. Среди них был Александр Копылов, заместитель главы Пскова и депутат местного законодательного собрания.
По данным Росавиации, самому старшему пассажиру был 77 года, а самой маленькой жертвой трагедии оказалась 10-месячная Дарина Громова.
Незадолго до трагического происшествия ее мама Татьяна опубликовала фотографию ребенка на странице в социальной сети «ВКонтакте». На снимке девочка изображена, стоя на подоконнике окна аэропорта спиной к зрителю. Она смотрит на самолеты, стоящие на земле.
Под снимком Татьяна Громова сделала подпись: «Самый главный пассажир». Эта фотография позже была растиражирована многими российскими и мировыми СМИ и стала символом синайской катастрофы.
Мать и отец Дарины также погибли в результате крушения лайнера.
Соболезнования жертвам выразили российский президент Владимир Путин , а также лидеры многих стран Европы и мира. На следующий день после крушения лайнера в России был объявлен траур.
Впрочем, французский сатирический журнал Charlie Hebdo опубликовал три карикатуры на тему катастрофы, что вызвало негативную реакцию МИД РФ и Государственной думы. В ответ французский МИД заявил, что «во Франции журналисты свободно выражают свое мнение», при этом «оно не всегда совпадает с официальной позицией французских властей».
«Вопросов к машине не было»
Вскоре после инцидента стали выдвигаться различные версии случившегося.
Практически сразу была отметена гипотеза, согласно которой самолет упал из-за ошибки летчика. Потерпевший крушение Airbus управлялся опытными пилотами, а командир экипажа - 48-летний Валерий Немов - налетал свыше 12 тыс. часов, из них более 3860 - на Airbus A321.
Однако вскоре стали известны подробности эксплуатации самолета, и выяснилось, что он далеко не новый. Он был выпущен весной 1997 года и 9 мая совершил свой первый полет. После этого самолет передали американской компанией International Lease Finance Corporation (ILFC), которая к 27 мая сдала его в лизинг ливанской авиакомпании Middle East Airlines (MEA) в распоряжении которой он находился шесть лет.
2 июня 2003 года уже под бортовым номером TC-OAE лайнер сдали в лизинг турецкой авиакомпании Onur Air. Эта структура позже сдавала лайнер в сублизинг саудовской Saudi Arabian Airlines, а с 30 июля по 29 сентября 2010 года - сирийской Cham Wings Airlines. К весне 2012 года борт TC-OAE вернулся к ILFC, и к 30 марта 2012 года был взял в лизинг российской «Когалымавиа».
30 апреля того же 2012 года его у ILFC выкупила голландская авиакомпания AerCap, которая повторно сдала этот авиалайнер российской «Когалымавиа». Российская авиакомпания, в свою очередь, с 1 мая 2012 года уже работала под торговой маркой Metrojet.
За время долгой службы самолета с ним произошел неприятный с точки зрения безопасности инцидент. 16 ноября 2001 года он совершал пассажирский рейс ME 306 по маршруту Бейрут - Каир и при заходе на посадку в аэропорту египетской столицы пилоты слишком высоко подняли его нос, в результате чего хвост опустился настолько низко, что ударился о землю.
Никто из находящихся на борту самолета 88 человек (81 пассажир и 7 членов экипажа) тогда не пострадал, а сам лайнер после прохождения ремонта вернулся на пассажирские маршруты. Эту информацию подтвердили и представители «Кагалымавиа», заверив, что самолет проходил все необходимые проверки и технические тесты в срок.
Накануне вылета злополучный рейс прошел техническое обслуживание, и у принимающего экипажа не возникло вопросов к машине.
Прерванное сообщение
Расследование причин трагедии начали сразу несколько крупных структур стран мира, так как Египет - очень популярное туристическое направление у граждан многих государств.
Разбирательство стали проводить Министерство гражданской авиации Египта, российский Межгосударственный авиационный комитет, Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции , Немецкое федеральное бюро расследования авиационных происшествий, ирландский Отдел по расследованию авиационных происшествий, а также Национальный совет по безопасности на транспорте США.
При этом, согласно нормам международного права, общее руководство осуществляли египетские следователи, поскольку инцидент произошел в воздушном пространстве этой страны. Уже первого ноября были расшифрованы найденные ранее «черные ящики» с погибшего лайнера.
А тем временем Следственный комитет РФ возбудил уголовные дела по статьям 263 и 238 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» и «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).
16 ноября глава ФСБ РФ Александр Бортников сообщил, что катастрофа произошла в результате теракта - сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте.
Это стало понятно после того, как на обломках самолета и вещах пассажиров были обнаружены следы взрывчатого вещества, изготовленного не в России.
А на следующий день российские силовики обратились к российской и международной общественности за содействием в установлении террористов. За сведения, способствующие задержанию преступников, обещано вознаграждение в размере $50 млн.
Египетские же правоохранители еще некоторое время не признавали трагедию терактом, они сделали это лишь к февралю 2016 года.
Как бы то ни было, уже в ноябре 2015 года российские власти принимают решение полностью прервать авиасообщение с этой арабской страной до того момента, пока ситуация в сфере авиабезопасности не будет нормализована.
При этом оставшихся на тот момент российских туристов вывезли из Египта по факту окончания туристских путевок, но на борт самолетов разрешалось брать только ручную кладь, а багаж доставляли отдельно, спецрейсами авиации МЧС.
Прервали авиасообщение с египетским государством также Великобритания и немецкие авиакомпании, а Франция, Нидерланды и Бельгия предупредили своих граждан о нежелательности полетов в Шарм-эль-Шейх. Кроме этого об отмене ночных рейсов в Шарм-эль-Шейх сообщила авиакомпания Turkish Airlines.
Заказчики не установлены
Тем временем, потерпевшие по делу о катастрофе подали коллективный иск к туроператору, авиакомпании «Когалымавиа» и страховым компаниям на общую сумму порядка €1,4 млрд. Это первый пример коллективного иска на столь серьезную сумму в российской истории.
И хотя причастность сотрудников «Кагалымавиа» к происшествию над Синаем не подтверждается фактами, весной 2016 года Росавиация запретила внутренние и международные рейсы этой авиакомпании.
Согласно наиболее часто озвучиваемой версии, за терактом стоит синайское подразделение террористической организации ИГИЛ* «Вилайят Синай» (обе организации запрещены в России). Его члены взяли на себя ответственность за это преступление вскоре после случившегося.
Впрочем, есть и другие точки зрения. Ряд специалистов считает, что за терактом могла стоять прокатарская организация «Ансар Бейт аль-Макдис» (ячейка ИГИЛ). О ее следе в трагедии заявляло и ЦРУ США.
Как бы то ни было, после гибели самолета российская авиация стала интенсивнее наносить воздушные удары по объектам различных исламистских организаций в Сирии. К налетам на цели ИГИЛ и других экстремистов впервые привлекли российскую стратегическую авиацию.
Тем не менее, имена конкретных исполнителей теракта установить пока не удалось.
А 28 октября 2017 года на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге был открыт памятник жертвам катастрофы.
Кроме того, среди петербуржцев есть идея поставить памятник 10-месячной Дарине Громовой, который уже обещал бесплатно сделать известный скульптор Зураб Церетели .
Владимир Ващенко
* запрещенная в РФ террористическая группировка
Самолет Airbus A321-231 компании “Когалымавиа” потерпел крушение над Синаем, выполняя чартерный рейс из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. Лайнер разрушился в воздухе, сообщили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК).
Погибли все 224 человека, находившиеся на борту.
И это все, что достоверно известно на день вторника, спустя трое суток после катастрофы.
Несмотря на это, различные авиационные эксперты, представители “Когалымавиа” и “неназванные источники” уже выдвинули несколько версий произошедшего на борту самолета.
Большинство аналитиков признается, что пока слишком рано делать выводы, однако они отмечают: уже сейчас очевидно, что различные заинтересованные стороны будут “притягивать за уши” аргументы в пользу выгодной им версии, и разобраться в причинах может быть еще сложнее.
В Кремле отказались ставить конкретные сроки, к которым должно быть завершено расследование катастрофы. Официальный представитель египетского правительства сообщил во вторник, что только расшифровка бортовых самописцев может занять до четырех недель.
Русская служба Би-би-си собрала пять основных версий произошедшего.
Версия 1. “Исламское государство”
Вскоре после крушения A321 ответственность за катастрофу взяли на себя джихадисты “Исламского государства” (организация признана в России экстремистской и запрещена).
“Солдаты халифата успешно атаковали российский самолет на Синае. Бойцам “Исламского государства” удалось сбить в провинции Синай российский лайнер, в котором летели более 220 российских крестоносцев. Они все убиты”, – привели зарубежные информагентства заявление, распространенное в социальных сетях.
Однако эта версия, как считают авиационные эксперты, маловероятна. Исламисты в этом регионе не располагают системами, способными поражать воздушные цели на высоте более 3-4 тысяч метров – в то время как A321 находился на эшелоне свыше 9 тысяч метров. Впрочем, некоторые западные эксперты утверждают, что по крайней мере один зенитно-ракетный комплекс (“Куб”) попал в руки боевиков, однако эта информация официально не подтверждалась.
Image copyright RIA Novosti Image caption Никаких достоверных свидетельств о причастности ИГ к крушению пока нет
Информацию об атаке “Исламского государства” опроверг и министр транспорта России Максим Соколов: “Мы находимся в тесном контакте с нашими египетскими коллегами, авиационными властями этой страны. И на данный момент у них нет никакой информации, которая подтверждала бы подобные измышления”.
Источники РИА Новости в египетских силовых структурах утверждали, что характер обломков и положение тел погибших “исключают, что самолет взорвался в воздухе”.
Основным аргументом сторонников этой версии является предположение, что таким образом “Исламское государство” хотело отомстить России за военную операцию в Сирии. Этот тезис категорически пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, призвавший не связывать катастрофу с сирийской кампанией.
Несмотря на это, некоторые авиакомпании приостановили полеты над Синайским полуостровом до окончания расследования.
Версия 2. Некачественный ремонт
В 2001 году, когда самолет еще принадлежал ливанской компании, он получил повреждения при посадке в аэропорту Каира. Тогда пострадало хвостовое оперение борта.
Далее о развитии ситуации рассказали представители “Когалымавиа”: после аварии самолет некоторое время находился на земле, пока повреждения оценивали специалисты Airbus. После временного ремонта борт переправили в Тулузу для основного ремонта.
В 2001 году компания-производитель завершила ремонт, не требующий дальнейшего осмотра.
“Все было выполнено производителем в соответствии с им же разработанной документацией. Говорить о том, что это обстоятельство повлияло на летные характеристики лайнера, не приходится”, – заявил замгендиректора “Когалымавиа” по техническим и производственным вопросам Андрей Аверьянов.
Image copyright Reuters Версия о некачественном ремонте “аэробуса” пока вызывает больше споров, чем все остальные
В компании отметили, что последствия касания хвостом полосы в Каире полностью устранены, а двигатели самолета были проверены за пять дней до аварии, 26 октября.
К этой версии склоняются и другие авиационные эксперты. В частности, пилот самолета Airbus 330 Мирослав Бойчук в интервью “Газете.ру” рассказал, что серьезное повреждение хвостового оперения самолета еще не говорит о том, что воздушное судно в дальнейшем нельзя будет эксплуатировать.
Однако другие специалисты в качества доказательства, что версия о некачественном ремонте имеет право на существование, вспоминают катастрофу Boeing 747 под Токио, произошедшую в 1985 году. Самолет Japan Airlines разрушился в воздухе, набирая крейсерскую высоту. Следствие установило, что причиной стал неправильный ремонт хвостовой части самолета, произведенный около семи лет до крушения.
Версия 3. “Внешнее воздействие”
Этой версии придерживается руководство “Когалымавиа”.
По мнению заместителя генерального директора компании Александра Смирнова, самолет не мог разрушиться в воздухе сам по себе, а развалился от некоего “механического воздействия” внешней силы.
“Нет таких отказов систем самолета, нет сочетания отказов, которые могли бы привести к тому, что самолет разрушился бы в воздухе. Поэтому единственная возможная причина – это чисто физическое, механическое воздействие на самолет”, – сказал Смирнов.
Image copyright AP В “Когалымавиа” не пояснили, что именно подразумевают под “внешним воздействием”
Он утверждает, что “аэробус” нельзя разрушить в воздухе даже выходом на запредельные нагрузки, так как автоматика лайнера воспрепятствует попыткам пилотов сделать какие-либо резкие маневры.
При этом в “Когалымавиа” не стали уточнять, какого рода воздействие они имеют в виду, сославшись на необходимость дождаться результатов расследования.
В то же время один из источников агентства Рейтер из группы экспертов, изучающих “черные ящики” самолета, заявил, что борт не подвергался внешнему воздействию.
Версия 4. Технические неполадки
Изначально авиационные власти Египта называли именно технические неполадки основной причиной крушения самолета.
Сообщалось, что пилот предупредил диспетчеров, что на самолете возникла “техническая проблема” и ему нужно приземлиться как можно скорее. Однако вскоре эта информация была официально опровергнута.
Позднее телеканал НТВ поговорил с бывшей супругой второго пилота А321. Наталья Трухачева рассказала, что ее бывший муж Сергей в телефонном разговоре с их дочерью жаловался на техническое состояние самолета.
“Старшая дочь с ним созванивалась, перед тем как он улетел. Жаловался перед полетом, что техническое состояние самолета оставляло желать лучшего”, – рассказала она, отметив, что Сергей был опытным пилотом и сделал бы все возможное, чтобы посадить самолет.
В защиту пилотов выступили и в “Когалымавиа”, исключив “человеческий фактор” из возможных причин.
Image copyright RIA Novosti Расшифровка “черных ящиков” поможет подтвердить или исключить сразу несколько версий
После заявления представителей “Когалымавиа” о том, что никакие отказы систем не могли привести к тому, что самолет разрушился бы в воздухе, в Росавиации призвали не торопиться с выводами.
“Такое заявление преждевременное и не основано ни на каких реальных фактах”, – сказал глава Росавиации Александр Нерадько.
По всей видимости, на данный момент удалось исключить только подозрение на некачественное топливо: Приволжская транспортная прокуратура исследовала образцы топлива, которым А321 заправили перед полетом в Египет, и признало, что топливо соответствует всем требованиям.
Версия 5. Взрыв на борту
Версия о взрыве на борту принадлежит американскому разведывательно-аналитическому агентству Stratfor. В докладе, подготовленном агентством, отмечается, что другие версии гибели лайнера не исключены, но они намного менее вероятны.
Аналитики утверждают, что взрывное устройство могло быть спрятано в багажном отсеке, либо же его мог подорвать смертник, находившийся среди пассажиров. В Stratfor утверждают, что аэропорт Шарм-эш-Шейха, откуда вылетел российский лайнер, не обладает надежной системой безопасности, поэтому при желании пронести на борт взрывное устройство не составило бы большого труда.
Не исключена и версия взрыва топливных баков, говорится в докладе.
То, что самолет начал резко терять высоту и разваливаться на куски, по мнению экспертов, только подтверждает версию о взрыве на борту.
Image copyright AFP Image caption В Пулково продолжает расти цветочный мемориал в память о погибших
Профессор Майкл Кларк, генеральный директор Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI), рассказал Би-би-си, что тот факт, что самолет развалился на две части, отчасти подтверждает эту теорию. По мнению эксперта, утверждать однозначно, что на борту произошел взрыв, пока рано, однако сам Кларк признается, что версия о взрыве выглядит намного более правдоподобной, чем предположение об атаке самолета ракетой “земля-воздух”.
Во вторник ТАСС со ссылкой на источники в Каире сообщил, что на месте крушения А321 обнаружены “элементы, не относящиеся к конструкции самолета”. Что это за элементы – установит экспертиза. Официально эта информация не подтверждалась.
Косвенно эту версию поддержали в министерстве обороны США: телеканал CBS News со ссылкой на Пентагон рассказал, что американский спутник зафиксировал тепловую вспышку во время крушения А321. Правда, опрошенные телеканалом ABC News эксперты не исключают, что спутник зафиксировал момент столкновения самолета с землей.
Более того, тепловая вспышка может быть вообще не связана с катастрофой, поскольку на Синайском полуострове проходят спецоперации египетской армии.
Подытоживая разные версии катастрофы, генеральный директор МКАА “Безопасность полетов” Сергей Мельниченко сказал Би-би-си: “Сейчас “Когалымавиа” будет говорить, что они не виноваты, виноваты какие-то внешние факторы, Airbus будет говорить, что это самый хороший в мире самолет, и виноваты все другие, Ирландия будет говорить, что они прекрасно сделали тяжелую форму обслуживания, Тулуза будет говорить, что они отлично отремонтировали самолет после удара хвостом. Это все нормально, кто же скажет: “Да, это мы виноваты”.
Ровно два года назад — 31 октября 2015 года произошла самая массовая по количеству погибших авиакатастрофа, за всю историю России. В этот день авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании вылетел из египетского Шарм-эль-Шейха и взял курс на Санкт-Петербург. Экипаж лайнера выполнял чартерный рейс и вез российских туристов после отдыха домой.
Самолет спокойно набирал высоту, следуя вдоль залива Акаба, и вскоре должен был пересечь Синайский полуостров, чтобы войти в воздушное пространство Европы. Однако на 23-й минуте полета связь наземных служб с воздушным судном прервалась. Вскоре выяснилось, что Airbus A321-231 рухнул на землю в центральной части Синайского полуострова и полностью разрушился. Обломки воздушного судна были разбросаны на 13 км. Все 224 человека, находившихся на борту самолета, погибли.
В момент гибели авиалайнера там было семеро членов экипажа, а также 217 пассажиров. Из них было четверо украинцев, один белорус, а остальные — граждане России. Среди них был , заместитель главы Пскова и депутат местного законодательного собрания. По данным Росавиации, самому старшему пассажиру был 77 года, а
самой маленькой жертвой трагедии оказалась 10-месячная .
Незадолго до трагического происшествия ее мама Татьяна опубликовала фотографию ребенка на странице в социальной сети «ВКонтакте». На снимке девочка изображена, стоя на подоконнике окна аэропорта спиной к зрителю. Она смотрит на самолеты, стоящие на земле. Под снимком сделала подпись: «Самый главный пассажир».
Эта фотография позже была растиражирована многими российскими и мировыми СМИ и стала символом синайской катастрофы. Мать и отец Дианы также погиби в результате крушения лайнера.
Соболезнования жертвам выразили российский президент , а также лидеры многих стран Европы и мира. На следующий день после крушения лайнера в России был объявлен траур. Впрочем, французский опубликовал три карикатуры на тему катастрофы, что вызвало негативную реакцию РФ и . В ответ французский МИД заявил, что «во Франции журналисты свободно выражают свое мнение», при этом «оно не всегда совпадает с официальной позицией французских властей».
«Вопросов к машине не было»
Вскоре после инцидента стали выдвигаться различные версии случившегося. Практически сразу была отметена гипотеза, согласно которой самолет упал из-за ошибки летчика. Потерпевший крушение Airbus управлялся опытными пилотами, а командир экипажа — 48-летний Валерий Немов — налетал свыше 12 тыс. часов, из них более 3860 — на Airbus A321.
Однако вскоре стали известны подробности эксплуатации самолета, и выяснилось, что он далеко не новый.
Он был выпущен весной 1997 года и 9 мая совершил свой первый полет. После этого самолет передали американской компанией International Lease Finance Corporation (ILFC), которая к 27 мая сдала его в лизинг ливанской авиакомпании Middle East Airlines (MEA) в распоряжении которой он находился шесть лет. 2 июня 2003 года уже под бортовым номером TC-OAE лайнер сдали в лизинг турецкой авиакомпании Onur Air. Эта структура позже сдавала лайнер в сублизинг саудовской Saudi Arabian Airlines, а с 30 июля по 29 сентября 2010 года — сирийской Cham Wings Airlines. К весне 2012 года борт TC-OAE вернулся к ILFC, и к 30 марта 2012 года был взял в лизинг российской «Когалымавиа».
30 апреля того же 2012 года его у ILFC выкупила голландская авиакомпания AerCap, которая повторно сдала этот авиалайнер российской «Когалымавиа». Российская авиакомпания, в свою очередь, с 1 мая 2012 года уже работала под торговой маркой Metrojet.
За время долгой службы самолета с ним произошел неприятный с точки зрения безопасности инцидент. 16 ноября 2001 года он совершал пассажирский рейс ME 306 по маршруту Бейрут — Каир и при заходе на посадку в аэропорту египетской столицы пилоты слишком высоко подняли его нос, в результате чего хвост опустился настолько низко, что ударился о землю. Никто из находящихся на борту самолета 88 человек (81 пассажир и 7 членов экипажа) тогда не пострадал, а сам лайнер после прохождения ремонта вернулся на пассажирские маршруты. Эту информацию подтвердили и представители «Когалымавиа», заверив, что самолет проходил все необходимые проверки и технические тесты в срок.
Накануне вылета злополучный рейс прошел техническое обслуживание, и у принимающего экипажа не возникло вопросов к машине.
Прерванное сообщение
Расследование причин трагедии начали сразу несколько крупных структур стран мира, так как Египет — очень популярное туристическое направление у граждан многих государств. Разбирательство стали проводить Министерство гражданской авиации Египта, российский , Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции, Немецкое федеральное бюро расследования авиационных происшествий, ирландский Отдел по расследованию авиационных происшествий, а также Национальный совет по безопасности на транспорте США.
При этом, согласно нормам международного права, общее руководство осуществляли египетские следователи, поскольку инцидент произошел в воздушном пространстве этой страны. Уже первого ноября были расшифрованы найденные ранее «черные ящики» с погибшего лайнера. А тем временем возбудил уголовные дела по статьям 263 и 238 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» и «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).
Прервали авиасообщение с египетским государством также Великобритания и немецкие авиакомпании, а Франция, Нидерланды и Бельгия предупредили своих граждан о нежелательности полетов в Шарм-эль-Шейх. Кроме этого об отмене ночных рейсов в Шарм-эль-Шейх сообщила .
Заказчики не установлены
Тем временем, потерпевшие по делу о катастрофе подали коллективный иск к туроператору, авиакомпании «Когалымавиа» и страховым компаниям на общую сумму порядка €1,4 млрд. Это первый пример коллективного иска на столь серьезную сумму в российской истории.
И хотя причастность сотрудников «Когалымавиа» к происшествию над Синаем не подтверждается фактами, весной 2016 года запретила внутренние и международные рейсы этой авиакомпании.
Согласно наиболее часто озвучиваемой версии, за терактом стоит синайское подразделение террористической « » (обе организации запрещены в России). Его члены взяли на себя ответственность за это преступление вскоре после случившегося.
Впрочем, есть и другие точки зрения. Ряд специалистов считает, что за терактом могла стоять прокатарская организация «Ансар Бейт аль-Макдис» (ячейка запрещенного в России ИГ). О ее следе в трагедии заявляло и США.
Как бы то ни было, после гибели самолета российская авиация стала интенсивнее наносить воздушные удары по объектам различных исламистских организаций в Сирии. К налетам на цели ИГ и других экстремистов впервые привлекли российскую стратегическую авиацию.
Тем не менее, имена конкретных исполнителей теракта установить пока не удалось.
А 28 октября 2017 года на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге был открыт памятник жертвам катастрофы. Кроме того, среди петербуржцев есть идея поставить памятник 10-месячной Дарине Громовой, который уже обещал бесплатно сделать известный скульптор .
В октябре 2015 года самолет компании «Когалымавиа» вылетел из Шарм-эль-Шейха в Петербург. Заложенная на борту бомба взорвалась над Синайским полуостровом, погибли 224 человека: семь членов экипажа и 217 пассажиров, 25 из которых - дети.
«Бумага» поговорила с семьями погибших и узнала, как они живут спустя два года после трагедии, почему родственники жертв судятся за компенсацию и как в Петербурге увековечивают память о самой крупной катастрофе в российской авиации.
В 2015 году Лариса и Анатолий Пульяновы собирались в отпуск в Абхазию. Изначально их сын Роман предлагал поехать в Египет. Лариса категорически отказалась: она не хотела лететь на самолете и много тратить на путешествие - на даче тогда заново отделывали комнату к свадьбе Романа и его невесты Татьяны Мокиевской.
Роман с Татьяной, несмотря на протесты мамы, полетели в отпуск в Египет. 31 октября они вместе с еще 222 находившимися на борту рейса A321 погибли в результате взрыва самолета.
Все эти два года мы думаем о гибели сына: ты просыпаешься с этим и засыпаешь, думаешь об этом в течение дня. Мы не сходим с ума - поплачем, бывает. Но я понимаю, что это чувство до конца и оно уже не отпустит никогда, - говорит Анатолий Пульянов.
Раньше у нас каждый день начинался со звонка Романа и его вопроса: «Родители, как вы там?», а заканчивался: «Родители, как день прошел?», - вспоминает Лариса. «У меня погиб лучший друг. Такие отношения редко бывают у отца с сыном, но у нас было именно так», - делится Анатолий.
Роман и Татьяна
Однажды Анатолий забрел в недостроенную кочегарку, где было темно, отовсюду торчала арматура и острые куски металла. Однако мужчина не пострадал. «Думаем, это Роман уберег. Мы так стараемся думать, чтобы не погибнуть. Ведь уже есть родственники погибших, которые умерли за два года, - поясняет Лариса. - С нами постоянно происходят вещи, которые подтверждают, что есть маленькая связь, и их очень много накопилось за два года. Я знаю, что смерть - это еще не конец. Чувствую это».
Несмотря на то, что пара очень скучает по сыну, они не одиноки. С ними постоянно общаются хорошие друзья Романа - одна знакомая, Мария, звонит почти каждый день. Еще Пульяновы ходят на встречи участников благотворительного фонда «Рейс 9268», в котором состоят семьи погибших пассажиров. Когда супруги общаются с ними, они чувствуют, что их понимают.
Как работает фонд, созданный после трагедии
Прототипом фонда стала закрытая группа для родственников, которую в первые дни после трагедии создал петербуржец Александр Войтенко. В авиакатастрофе погибли его 37-летняя сестра Ирина и 14-летняя племянница Алиса. Александр с сестрой жили в разных городах, но постоянно общались.
Первые два месяца нам не отдавали тела. Нужно было собрать всех вместе, чтобы у нас появилось единое информационное пространство, так проще. И в конечном счете мы решили, что нужно создать свой фонд: когда оформлено юридическое лицо, легче общаться с администрацией города или СК и оказывать материальную и юридическую помощь.
Фото: группа благотворительного фонда «Рейс 9268» во «ВКонтакте»
Председателем совета фонда стала директриса петербургской школы Ирина Захарова; во взорвавшемся самолете летела ее 28-летняя дочь, сотрудница МЧС Эльвира Воскресенская. Первое собрание родственников, где и было решено создать фонд, прошло в актовом зале школы, которой руководит Захарова.
Все останки родственникам выдали только в мае. Семь человек так, по словам Войтенко, и остались неопознанными.
Сейчас в группе фонда почти 40 тысяч подписчиков из Уфы, Белгорода, Воронежа, Калининграда и других городов. Войтенко называет их большой семьей, где люди всегда помогают друг другу. Среди них обычные россияне, которые считают, что эта трагедия затронула их лично. Сам Александр считает, что катастрофа над Синаем так или иначе коснулась каждого.
Несколько дней назад родственникам погибших вручили сборники стихов «Шагнувшие в вечность», часть из них написала участница группы Арина Король. Войтенко вспоминает, что та начала предлагать помощь родственникам с первых дней и до сих пор почти каждый день пишет стихи, посвященные погибшим. А еще одна участница - Ирина Солья - помогает фонду организовывать мероприятия: концерты и праздники для детей. Так, недавно участники фонда сажали вместе деревья, а после этого организовали чаепитие. В катастрофе над Синаем Арина и Ирина не теряли близких, но всё равно воспринимают трагедию как личную.
Главная цель фонда - сохранение памяти обо всех погибших. 28 октября на Серафимовском кладбище над могилой с неопознанными останками жертв катастрофы открыли памятник «Сложенные крылья», его создали на деньги властей Петербурга. В годовщину, 31 октября, на Румболовской горе открыли мемориал «Сад памяти».
Как город поддерживает семьи погибших и что делает для сохранения памяти
Когда всё только произошло, нам очень помогали психологи МЧС, профессионалы высокого уровня: они выводили людей из состояния шока. Потом эстафету подхватили психологи районных служб соцзащиты: за всеми нуждающимся были закреплены социальные психологи. По прошествии полутора лет мы поняли, что связи со специалистами ослабли, а время не лечит, всё равно нужна социальная поддержка, - рассказывает соучредитель фонда, профессор ВШЭ, Валерий Гордин.
По его словам, после того, как анонсировали программу, по которой фонд был готов оплачивать анонимные консультации психологов, за ними обратилось несколько десятков человек. Психологи, по словам Гордина, говорят, что у родственников погибших возникают фантомные боли.
У Валерия в авиакатастрофе погиб сын 28-летний Леонид вместе со своей невестой Александрой Илларионовой. Леня очень любил животных и был, как вспоминает отец, стихийным зоозащитником. Однажды, когда Гордин собрался заводить кошку, уговаривал не покупать питомца, а взять из приюта. А когда у самого Леонида потерялся кот Кыся, тот искал питомца вместе с волонтерами.
Тогда отец относился к убеждениям Леонида с иронией и не последовал совету. После гибели молодого человека он решил организовать фонд «Ленькин кот », который помогает животным.
Фонд «Ленькин кот» на «Ночи музеев»
Гордин всё еще руководит «Ленькиным котом», его отношение к зоозащите изменилось. Мужчина говорит, что подходит к делу прагматично, и подробно рассказывает, как изменился фонд. Он планирует открыть второй центр по прокату ветеринарного оборудования, чтобы ветклиникам и желающим помочь было удобнее добираться, и школу зооволонтеров, которые будут помогать бездомным котам.
Валерий считает, что после трагедии власти города повели себя достойно, всегда откликались на просьбы родственников. Сейчас депутаты вместе с вице-губернатором Албиным помогают построить храм в районе «Балтийской жемчужины». При храме планируют обустроить просветительский центр, где будут оказывать и социальную помощь.
«Не только родственникам погибших, но и жителям района. На мой взгляд, это очень важно и символично», - отмечает Гордин.
Против строительства храма год назад выступали местные жители, которые утверждали, что он не имеет никакого отношения к «Балтийской жемчужине», а вопрос о возведении решили, не посоветовавшись с ними.
Гордин рассказывает, что оппоненты «в какой-то степени» остались:
Кому-то нравится идея сохранения памяти, кому-то кажется, что ее надо задвинуть подальше в ящик. Мы встречались, объясняли свою позицию. Очень надеюсь, что в ближайшее время храм будет сооружен,- пояснил Гордин.
Петербуржцы опасались, что строительство храма отсрочит создание школ и поликлиник. По данным «КП», недовольные в письме обратились к Владимиру Путину.
Какую поддержку получают родственники экипажа в Москве и что известно о выплатах им
То, что делают в Петербурге для увековечения, - это всё большая заслуга фонда. Для нас это имеет большое значение. Если нам построят еще и духовно-просветительский центр - это будет еще одно место, куда мы сможем приехать и поклониться памяти родных и близких, - говорит отец 25-летнего бортпроводника Алексея Филимонова, москвич Андрей Филимонов.
Андрей рассказывает, что эти два года регулярно созванивается и списывается с родственниками экипажа. Почти все они живут в Москве и Подмосковье, стараются чаще встречаться и поддерживать друг друга. Иногда приезжают на встречи фонда в Петербурге.
25-летний Алексей, по словам отца, попал на борт в последний момент: он не должен был работать на этом рейсе: по дороге в аэропорт его машина сломалась на МКАД, в итоге молодой человек пропустил свой рейс и попал в резерв. Его вызвали за 12 часов до вылета, чтобы заменить другую бортпроводницу.
У родственников экипажа своя отдельная группа «ВКонтакте», и все эти два года их поддерживают подписчики. С некоторыми из них семьи погибших теперь знакомы лично и регулярно встречаются. Андрею дарят иконы и стихи о сыне, из Петербурга присылают сувениры.
Андрей и Алексей Филимоновы
Раньше у нас катастрофы в основном происходили по вине экипажа. Но в этом случае наши близкие оказались в той же ситуации, что и пассажиры. Это был терроризм. Шансов на спасение не было никаких. Главное, чтобы нас не забывали.
По словам Филимонова, никому из родственников погибших членов экипажа «Когалымавиа» так и не выплатила компенсацию. Об этом же в группе благотворительного фонда