ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Собор Святой Софии, Стамбул: краткое описание, фото, история, адрес, время работы. Собор Святой Софии в Стамбуле — вечный символ единения христианства и ислама Мозаики собора святой софии в стамбуле

Собор Св. Софии в Стамбуле (Турция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Монументальное здание в окружении четырех стройных минаретов - центр притяжения для всех туристов, прибывающих в Стамбул . 1500 лет собор Св. Софии изумляет своей архитектурой, великолепными мозаиками и легко ощутимой аурой места силы. На его стенах символы христианства соседствуют с арабской вязью, не смешиваясь, но взаимно дополняя друг друга. В мире найдется мало подобных исторических зданий, сохранивших свое роскошное убранство, несмотря на сложные перипетии необыкновенной судьбы.

Немного истории

Собор Св. Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Рассказывают, что в 6 веке императору Юстиниану явился ангел с макетом грандиозного храма в руках. Для осуществления проекта в Византию привезли колонны из Эфеса и Ливана, алтарь украсили рубинами, аметистами и жемчугом. Невероятная роскошь убедила русских послов в истинности православной веры, и они рекомендовали князю Владимиру принять именно ее. Однако в 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмет въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.

Турки возвели минареты, мозаики побелили, стены занавесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана. На долгие 500 лет Айя-София стала крупнейшей после Каабы мусульманской святыней. Только в 1935 г. Кемаль Ататюрк, основатель современной светской Турции, специальным декретом преобразовал ее в музей.

Тест: насколько хорошо вы знаете Турцию? | 15 вопросов:

Архитектура и интерьер

Основной объем собора Св. Софии под огромным куполом высотой 51 м образует средокрестие, то есть пересечение главного и дополнительных залов в виде креста. Такая планировка на несколько столетий стала обязательной для христианских храмов. По углам центрального нефа высятся мощные колонны, на которые опираются арки свода. Его диаметр 31 м, в нижней части прорезаны окна, создающие иллюзию парения всей конструкции в воздухе.

По мозаикам в интерьере можно изучать эволюцию византийского искусства на протяжении нескольких веков. Изображение сидящей на троне Богородицы в апсиде поражает своей человечностью и одухотворенностью. Над входом в храм выложен благословляющий паломников Иисус Христос, а перед ним коленопреклоненный император.

После преобразования собора в мечеть мусульмане построили резной мраморный минбар, кафедру, с которой мулла обращается к верующим. Он находится не на месте алтаря, а смещен к юго-востоку, чтобы молящиеся стояли лицом к Мекке. Неожиданностью для реставраторов стало обнаружение рунических надписей, оставленных на ступенях и парапетах варягами византийской гвардии.

К одной из колонн выстроилась длинная очередь. Говорят, что случайное прикосновение к ней вылечило императора Юстиниана от непрерывной головной боли. Считается, что если прислониться лбом к камню, задумать желание, вставить палец в отверстие и повернуть его почасовой стрелке, то загаданное непременно сбудется.

Практическая информация

Адрес: Стамбул, Cankurtaran Mh., Soguk Cesme Sk 14-36. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: на трамвае Т1 или автобусе ТВ2 до ост. Sultanahmet.

Часы работы: ежедневно с 15.04 по 30.10 с 9:00 до 19:00, с 30.10 по 15.04 с 9:00 до 15:00. Время посещения музея ограничено в первые дни праздников Рамадан и Курбан Байрам. У входа продаются аудиогиды на русском языке.

Цена билета: 72 TRY. Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

Я думаю, что почти все туристы начинают свое знакомство со Стамбулом с пощади Султанахмет и расположенными на ней и вблизи нее достопримечательностями. Так поступили и мы. Впервые попав на Султанахмет, в первую очередь, мы обратили внимание на два возвышающихся строения — Голубую мечеть и собор Святой Софии (Айя-Софью в турецкой редакции). Попасть в Голубую мечеть нам сразу не удалось, так как она в дни Рамадана, в основном, закрыта для простых туристов, поэтому первое место, с которым мы познакомились в Стамбуле — это собор Святой Софии, тем более, что рассказ о нем мне запомнился еще со школьной скамьи и быстрее хотелось увидеть все воочию.

Дорожка ко входу в собор Святой Софии с площади Султанахмет.

К нашему большому удивлению, весь период нашего пребывания в Стамбуле возле популярных у туристов мест людей почти не было, и мы свободно проходили во все музеи. Так и здесь. При входе на территорию собора была небольшая группа туристов, однако ее было почти не заметно. Кстати, читая отзывы других туристов об экскурсиях в Стамбуле во время высокого сезона (апрель-июнь, сентябрь, Новый Год и Рождество), была очень удивлена фотографиями с огромными очередями во все главные достопримечательности. Поэтому, если вы путешествуете самостоятельно, езжайте смотреть город в низкий сезон — и отели будут дешевле, и доступ к достопримечательностям проще и спокойнее.

Собор Святой Софии в Стамбуле: часы работы, билеты, аудиогид

Попасть в собор Святой Софии можно купив билеты за 30 лир (дети до 12 лет проходят бесплатно) или музейную карту за 85 лир на три дня или 115 лир на 5 дней. Они продаются в специальных автоматах. Покупку сделать очень легко — интерфейс интуитивно понятный. Что это такое музейная карта и как с ней экономить я рассказала в посте . Однако сразу мы ее не купили, о чем потом чуть-чуть пожалели, а прошли в музей по билетам.

Войдя на территорию собора Святой Софии, мы столкнулись с тем, что познаний у нас особо о нем нет, все краткие описания и надписи на турецком и английском, а просто глазеть, не понимая что ты видишь, это глупо. Поэтому купили на входе аудиогида (по 20 лир на каждого) и пошли получать удовольствие.

Кстати, он интересно устроен: тебе выдают заламинированную карту собора с точками, к которым ты прикладываешь пульт-указатель и прослушиваешь информацию об этом месте. Оказалось, очень удобно.


1 - вход; 2 - императорские ворота; 3 - плачущая колонна; 4 - алтарь - Михраб; 5 - Минбар; 6 - ложа султана; 7 - Омфалос («пуп мира»); 8 - мраморные урны из Пергама; a - баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I; b - минареты султана Селима II

Стоит отметить, что Айя-Софья работает каждый день (кроме понедельника): в летний сезон (15 апреля — 25 октября) с 9.00 до 19.00, кассы закрываются в 18.00, в зимний сезон — с 9.00 до 17.00 и кассы закрываются в 16.00. Однако в первый день Рамадана музей закрыт, как впрочем и большинство в Стамбуле.

Что из себя представляет собор Святой Софии: история и краткое описание

Если вам не достался работающий аудиогид или просто не хотите тратить деньги, то полезным будет краткая историческая справка и небольшое описание всех достопримечательностей, которые может вам показать собор Святой Софии в Стамбуле.

На самом деле, собор в своем современном виде не первое культовое строение, построенное в Константинополе на этом месте. Сначала была базилика Константина, сгоревшая во время народного восстания в 404 году, потом базилика Феодосия, снова пострадавшая в результате восстания «Ника» в 532 году. Ее руины вы сможете увидеть перед главным входом в сегодняшний собор. Там есть остатки колонн, портика, лестницы, ведущей ко входу, ушедшему ниже уровня земли на 2 метра. Однако ничего, кроме описаний древних историков и этих нескольких камней не осталось, хотя эти две церкви также были достаточно велики и богато отделаны.

Собор Святой Софии в Стамбуле (а тогда еще Константинополе) в сегодняшнем своем виде приказал построить на месте разрушенной базилики император Юстиниан — один из ключевых правителей в истории Византийской империи. Как и само государство, его главный храм должен был стать величайшим и великолепнейшим из всех, когда либо построенных. Поэтому территория для строительства была очищена от старой застройки, привлечены самые известные архитекторы, из казны выделены сумасшедшие для того времени суммы (три бюджета империи), использовался труд 10 тыс. рабочих. Само строительство также велось быстрыми темпами — всего за 5 лет.

Интересно, что император для своего собора приказал свозить в Константинополь в качестве строительного материала архитектурные элементы известных древних храмов и сооружений. Поэтому в соборе Святой Софии поставлены колонны из порфира (багряного цвета) из храма Солнца в Риме, из зеленого мрамора из храма Артемиды в Эфесе, с руин городов Малой Азии и Сирии. Белый мрамор с острова Мармара, зеленый оникс с Эвбея, желтый и розовый мрамор из Северной Африки.

Кроме цветного каменного убранства, в интерьере собора использовано золото, серебро, слоновая кость. До разграбления собора Святой Софии, по свидетельствам очевидцев, в алтаре стоял золотой крест в два человеческих роста, богато украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Пред ним висел еще один полуметровый крест, с тремя золотыми же лампадами.

По всем параметрам храм был великим — самый большой, самый дорого украшенный, самый красивый, с наибольшим количеством служителей.

Однако через несколько лет землетрясение обрушило часть стены собора, так как строители решили сэкономить время и средства на укреплении стен. После этого император приказал возвести поддерживающие столбы для купола, который оказался еще выше, чем был до этого. В истории Собора Святой Софии было еще несколько разрушительных землетрясений, в результате которых он укреплялся стенами, контрфорсами, перестраивался купол и постепенно утрачивал свой первоначальный вид.

Именно в соборе Святой Софии в тогда Константинополе произошло фактическое деление христианства на церкви западного (католического) и восточного (православного обряда) — Папа Римский и Патриарх Константинопольский предали друг друга анафеме.

Вместе с упадком Византии, терял свой лоск и храм. В 1204 году Константинополь взяли крестоносцы и разграбили собор. Именно в нем до этого времени хранилась Туринская плащаница — отрез ткани, в который был завернут Иисус Христос после распятия. Также они вывезли все драгоценное убранство. Только в 1261 году византийцы смогли отвоевать свою столицу, однако вернуть былую роскошь уже не удалось.

В 1453 году Константинополь завоевывает султан Мехмет II и делает из собора Святой Софии мечеть Айя-Софию теперь в Стамбуле. Известный архитектор достроил четыре минарета, которые кроме религиозной функции, укрепляли стены собора и препятствовали дальнейшему разрушению. Был достроен михраб (алтарь у мусульман), минбар (лестница, ведущая к месту, откуда вещает имам), султанская ложа, под куполом были установлены огромные медальоны, на которых золотом написаны имена Аллаха и пророков. Стоит отметить, что завоеватели бережно относились к собору-мечети — его постоянно реставрировали, султаны дарили дорогие подношения, на его территории были построены несколько медресе.

Одной из удивительных достопримечательностей собора являются его мозаики. Их сохранению помогло иконоборчество, как не странно, когда шикарные мозаики затерли штукатуркой. Сегодня реставраторы смогли восстановит только часть, но и то, что дошло до современности, поражает тонкостью исполнения, красотой, богатством красок. На одной из них, изображены императрица Зоя и император рядом с Иисусом Христом. Интересно то, что у изображения императора было два лица, так как дочь императора — Зоя была трижды замужем и двоих из своих мужей увековечила в мозаике.


А это и есть императрица Зоя и ее муж

Еде одна известная мозаика — подношение Иисусу Христу города Константинополя от его основателя императора Константина и собора Святой Софии от императора Юстиниана

На втором этаже в галерее напротив алтаря было место императрицы. Оно обозначено зеленым мраморным кругом на полу.

Тут же на верхних галереях ищите внимательно рунические надписи под стеклом, вырезанные в перилах. Говорят, что это свидетельство того, что в Константинополе были представители древних северных народов.

Внизу, слева от входа стоит медная «плачущая» колонна. Если засунуть палец в отверстие в ней, загадать желание и почувствовать капельки воды, то оно обязательно сбудется.

Около ворот в Патриархию на втором этаже находится могила одного из венецианских дожей, участвовавших в завоевании Константинополя.

Видео об экскурсии в собор Святой Софии в Стамбуле

Много фотографий мы не делали в соборе, а решили снять небольшое видео, так как в помещениях было довольно темно и фотоаппарат все равно не передавал всей мощи и красоты этого монументального строения.

Что можно сказать, собор Святой Софии в современном Стамбуле — одно из величайших архитектурных строений в мире , не правда ли?

А это мы сами в дворике собора отдыхаем после полученных впечатлений.

Резюмируя полученные впечатления, отмечу: христианин вы или мусульманин, а может быть буддист, не важно, будучи в Стамбуле идите и посмотрите на собор Святой Софии. Представьте, как полторы тысячи лет назад можно было построить это монументальное сооружение, подумайте о величие и тщетности империй и их властителей, как одни эпохи сменяют друг друга и что остается от великих мира сего.

Собор Софии в Константинополе (532-537 гг.) — наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества — является одним из значительнейших памятников мировой архитектуры.

Строители Константинопольской Софии — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета были выдающимися инженерами и архитекторами, очень развитыми, высокообразованными людьми, владевшими всей суммой знаний своей эпохи. Оба они имели очень широкий как архитектурный, так и общий кругозор. Это позволяло им свободно выбирать в прошлом то, что могло пригодиться при сооружении величайшего здания современности.

Собор Софии в Константинополе относится к тем произведениям архитектуры, которые глубоко связаны с прошлым, в которых учтены все основные достижения архитектуры предшествующих эпох, но в которых доминирует новое. Новое назначение, новые конструктивные приёмы и новые архитектурно-художественные особенности настолько преобладают в Софии, что именно они выступают на передний план, отодвигая традиционное и заслоняя его собой.

Константинопольская София была главным зданием всей Византийской империи. Она была церковью при общественном центре столицы и патриаршим храмом. Вследствие того, что в Византии религия играла огромную роль в жизни государства, София была главным общественным зданием империи. Это выдающееся значение Софии было очень наглядно выражено в выборе места для неё и в самой постановке её среди господствующих зданий византийской столицы. Главные улицы города сходились от нескольких городских ворот к центральной улице (Меси).

Наиболее выдающимся архитектурным достижением двух строителей Софии является приём, при помощи которого они связали воедино в своём произведении базилику Максенция и купол Пантеона. Этот приём относится к наиболее смелым и удачным идеям в архитектуре прошлого. Это гениальное решение охватило одновременно функциональную, конструктивную и художественную стороны архитектуры. Оно привело к удивительно полноценному комплексному архитектурному образу.

Анфимий и Исидор изобрели систему полукуполов, связывающую купол Софии с её базиликальной основой. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых. В принципе должно было быть шесть малых полукуполов, но один из них был заменён цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса. Это отступление от общей системы великолепно выделяло главный входной портал и два меньших портала по его сторонам. Через эти порталы из нартекса входили процессии, через главный портал проходили император и патриарх. Полукупола прекрасно связали базилику и купол. Этим была создана купольная базилика совершенно нового типа, единственной представительницей которого является Константинопольская София.

Предназначенные для народа боковые нефы похожи на дворцовые залы. Как показывают исследования Большого константинопольского дворца, это сходство действительно имело место и, переходя из дворца в Софию, знатные прихожане видели перед собой как бы продолжение анфилад дворцовых залов. Каждый боковой неф Софии воспринимается как несколько неясное в своих границах и размерах живописное пространство. Поперечные стенки с арками прикрывают собой не только наружные стены, но и колоннады среднего нефа. По мере движения вдоль нефа поперечные стенки и колонны образуют самые различные сочетания, видные в различных ракурсах и многообразных взаимных пересечениях. Когда открываются более значительные куски наружных стен, выступает их ажурный характер. Внизу они плотнее, так как прорезаны только тремя большими окнами в каждом подразделении стены. Над этими окнами открывается сплошное застекление под полуциркульной кривой свода, так что свет свободно вливается в интерьер. На противоположной стороне нефа этому соответствуют колоннады, открывающиеся в средний неф.

Старый вид примерно - Реконструкция ипподрома Константинополь, за ним церковь Святой Софии. (From Helen and Richard Leacroft, The Buildings of Byzantium, Brockhampton Press 1977) https://www.the-romans.co.uk/fall.htm

Современное состояние

Внутри

Ещё: Комплекс храмов в Дейр Эль-Бахри

Дейр эль-Бахри — археологическая зона в окрестностях Луксора (древние Фивы), первые важные находки в которой были сделаны Гастоном Масперо в 1881 г. Последующими исследованиями были открыты три поминальных храма, принадлежащие фараонам Ментухотепу II (XXI в. до н. э., обнесён колоннадой и увенчан пирамидой), Хатшепсут (XV в. до н. э., на трёх террасах с гипостилем) и Тутмосу III (XV в. до н. э.) Вместе с другими памятниками Фив охраняется как памятник Всемирного наследия.


    Воздвигнут у скал Ливийского нагорья, круто обрывающихся к Нильской долине. Часть помещений врублена в скалу (полускальный). Перед фасадом был расположен огромный парадный двор. Гипостильный зал огромен. По фасаду и по бокам храма, вздымавшегося двумя террасами, проходили портики. На террасы вели пологие подъемы — пандусы.


    Колонны в портике имели форму четырехгранных столбов, на которых были высечены имена фараона Ментухотепа I (на первом ряде колонн иероглифы были окрашены в желтый цвет, на втором — в синий). Стена портика, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами со сценами войн и царской охоты. Выше на террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. Гробница фараона вырублена под гипостильным залом. Под полом открытого двора с колоннадой были устроены 6 гробниц женщин семьи Ментухотепа I, а их заупокойные молельни были в западной части колонного зала. За основной частью храма находились вырубленные в скале открытый двор, окруженный колоннадой, и крытый второй гипостильный зал. Поминальный храм в скале.


    В месте, куда доходили воды Нила при разливе, стоял нижнийхрамик, или пропилеи. От него к заупокойному храму вела мощеная дорога, длиной в 1200 м, огражденная с двух сторон стенами. Вдоль нее на ровном расстоянии друг от друга были установлены каменные раскрашенные статуи царя. Перед фасадом по оси со всеми помещениями - парадный двор.


    сад во дворе, 2 больших водоема на крыше нижней террасы; пирамида- символ наверху


* * * * *
Ещё: Форум Траяна, Пирамида фараона Джосера, Архитектура Сен - Шапель в Париже, План и разрезы церкви Софии Константинопольской, Комплекс храмов в Дейр - Эль - Бахри, Архитектура Греции периода поздней классики и т.д.
http://www.studfiles.ru/preview/2629650/

Проверьте свои знания - то, что знают простые студенты-архитекторы

Церковь святой Софии в Константинополе

Собор святой Софии в Константинополе (теперь – Стамбуле) является самым грандиозным и величественным памятником архитектуры византийского стиля.
Возведен собор был при императоре Юстиниане Великом в 532-537 годах лучшими архитекторами того времени – Анфимием из Тралла и Исидором из Милета. На строительство собора было потрачено три годовых дохода Византийской империи. Цель построения храма – закрепить превосходство Константинополя над другими – христианским и языческим – мирами. Размеры этой церкви впечатляли: длина – 120 метров, а ширина – 72. Высота одного только купола – 60 метров, его диаметр – 30. Собор был частью дворцового комплекса императоров. Построен он был как большая парадная зала дворца.

Внутреннее пространство храма

Храм святой Софии поражает своим внутренним пространством. Благодаря особенностям конструкции здания, купол словно парит в воздухе. Парус (элемент купольной конструкции) как будто бы накрывает интерьер. Если бы был только один купол, то собор можно было бы сравнить с любым сооружением на каркасе из материи в виде палатки. Только каркас расположен по всей ткани. Со стороны эта структурная оболочка смотрится как нагромождение разных форм, на верхушке которой находится купол на барабане. В самом храме объединены две разные модели - базилик и центральный купол. Колонны храма выполнены из белого мрамора, стены покрыты золотыми росписями и благодаря мозаике мерцают в лучах солнца. Центральный зал хорошо освещен 40 окнами. Две галереи по разным сторонам отделены 110 мраморными колоннами, что дает равномерное освещение внутри здания.

В иконостас входят 12 золотых колонн. Иконы, Евангелие и другие святые книги тоже декорированы золотом. Самые яркие украшения храма – люстры и подсвечники (шесть тысяч), которые освещают гигантское внутреннее пространство и вызывают необыкновенные чувства у прихожан во время богослужения. В своем архитектурно-художественном образе храм воплощал представления о вечных божественных началах.

Святая София. Общий вид

Украшения святой Софии вызывают восторг своей красотой и блеском цветного мрамора. Неудивительно, почему так были поражены во время праздничного богослужения послы русского князя Владимира, приехавших разузнать о новой религии.

При разрушении Константинополя в 1096 и в 1204 годах огромное богатство храма было разграблено. После падения Константинополя в 1453 году собор был превращен в главную мечеть столицы Османской империи и оставался таковым на протяжении пяти веков. В 1935 году глава турецкого государства Ататюрк распорядился открыть в соборе музей. После этого в храм были приглашены реставраторы и проведены соответствующие работы. Было восстановлено мозаики Иисуса Христа и Девы Марии, а также портреты византийских императоров и их супруг. Над Святыми воротами уцелело изображение Святой Девы. Также реставраторами были обнаружены образы святого Архангела Михаила и нескольких великомучеников.

Со времен Османской империи в музее сохранились кафедра, алтарь, трон султана, два огромных канделябра. Баптистерий храма был превращен в гробницу Мустафы I и Ибрагима.

Церковь Святой Софии, Мудрости Божией – уникальный образец византийской архитектуры 6 века. Ее значение для развития мировой архитектуры огромно. Это выдающееся произведение искусства на протяжении многих веков стало примером для архитекторов. Говоря о византийском стиле, прежде всего вспоминают этот архитектурный памятник. Обращая свои взоры на константинопольскую Софию, строили свои соборы в Киеве и Новгороде русские зодчие.

Храм Святой Софии (Айя-София) в Константинополе был посвящен Святой Софии — Премудрости Божией. На протяжении тысячи лет (до возведения собора Святого Петра в Риме) он являлся самым большим и величественным храмом всего средневекового христианского мира и гордостью Византийской империи, с которым ассоциировалась ее мощь и сила. Располагался этот шедевр позднеантичной архитектуры в центральной части Константинополя и составлял единый архитектурный ансамбль с Императорским дворцом, Ипподромом и другими прекрасными монументальными постройками центральной части византийской столицы.

Первый храм на месте Святой Софии был заложен еще во времена Константина Великого в 324-337 годах. При императоре Констанции II он был достроен и освящен. В 360-380 годах храм принадлежал арианам, до тех пор, пока не был передан православным императором Феодосием I.

В результате народного восстания, произошедшего в 404 году, храм сгорел. Построенная на его месте церковь была также уничтожена огнем спустя 11 лет. При императоре Феодосии I на этом же месте была возведена Базилика Феодосия, но при Юстиниане Великом она, как и ее предшественницы, погибла в пожаре, во время восстания «Ника» в 532 году.

По прошествии сорока дней после пожара, по приказу Юстиниана был заложен новый храм, который по замыслу императора должен был стать украшением Константинополя и олицетворением величия Византийской империи.

Строительством храма руководили лучшие архитекторы той эпохи – Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. В их распоряжении находилось десять тысяч рабочих. Для строительства использовался самый качественный и красивый мрамор со всей империи, а также архитектурные элементы древнеримских построек. Храм был обильно украшен золотом. Его строительство обошлось империи в три годовых дохода. По окончании строительства, войдя в собор, Юстиниан, согласно преданию, воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя!».

Спустя несколько лет храм сильно пострадал от землетрясения, но вскоре был восстановлен и укреплен. Однако он вновь был частично разрушен землетрясением в 989 году, в результате которого обрушился купол. Храм был укреплен контрфорсами и из-за этого во многом утратил свой изначальный вид. Купол был перестроен армянским архитектором Трдатом. Он получился более возвышенным, чем оригинал, и как будто парящим в воздухе, благодаря окнам у основания, через которые в полумрак храма проникал солнечный свет.

Позже храм Святой Софии подвергся разграблению крестоносцами, а после завоевания Константинополя турками-османами был переделан в мечеть. Для этого к нему пристроили четыре минарета. С тех пор он стал известен под названием Айя-София. В дальнейшем турецкими строителями к зданию были добавлены контрфорсы и некоторые пристройки, еще больше изменившие изначальный облик храма.

Таким образом, до наших дней храм Святой Софии дошёл далеким от своего первоначального облика, но благодаря историческим документам и данным археологии, мы можем судить о его изначальной архитектуре.

Стамбул. Султанахмет.

Султанахмет – сердце Стамбула, первый холм Второго Рима. Древний Константинополь находился именно здесь.
В конце II века началось строительство грандиозного ипподрома, который свой окончательный вид получил при Константине Великом в IV в. Это было огромное и пышное здание, которое вмешало 100 тыс. зрителей.
Осмотр Стамбула обычно начинают с площади Султанахмет – простой и шумной, всегда наполненной туристами и уличными торговцами.
Расположенные друг напротив друга, переглядываются две основные достопримечательности города — Святая София (АЙ София) и Голубая мечеть .
Трижды восстановленая Айя-София (собор Святой Софии) являлся самым большим византийским храмом в христианском мире (до постройки Собора Святого Петра в Риме).


Айя-София. Стамбул.

Первый храм на этом месте был возведен в 360 году императором Константином, он назывался «Большой церковью» .
Но в 404 году храм был разрушен во время пожаров, устроенных бунтовщиками из-за казни епископа Иоанна Златоуста.
В 405 году началось строительство нового храма, которое длилось 11 лет.
Но и второй храм был сожжен во время восстания Ника вместе с императорским дворцом и соседними зданиями в 532 году.
Император Юстиниан подавил восстание Ника и отстроил Айя-Софию в том виде, в котором храм дошел до наших дней.
Айя-Софию строили лучшие архитекторы того времени – Исидора Милетского и Анфимия из Траллеса. Строительство было начато в 532 году и завершилось через 5 лет. Мрамор для базилики был привезен из Анатолии и городов Средиземноморья.
После падения Константинополя в 1453 году султан Фатих Мехмед Завоеватель переделал храм в мечеть, добавив минарет. Фрески и мозаика были покрыты штукатуркой, занавесками и деревянными панелями.
В середине XVI века архитектор Синан укрепил поддержку главного здания. Были добавлены исламские элементы.
После основания Турецкой республики были начаты реставрационные работы, и в 1935 году по указанию Ататюрка храм был открыт в качестве музея.
Длина храма-музея 100 м, а ширина около 70 м. Базилику венчает гигантская купольная система (Айя-Софию называют «куполообразная базилика»). Купол, высотой 55, 6 м, считается одним из совершеннейших в Турции и числится в первой пятёрке самых высоких куполов мира.
Мозаики Святой Софии относятся к середине IX концу X вв.


Фрески Святой Софии.


Фрески Святой Софии.


Интерьер Святой Софии.

У входа в здание на глубине 2-х метров можно увидеть ступени, которые служили монументальным входов во вторую церковь, колонны, капители и фризы.

Голубая мечеть (мечеть Султана Ахмеда) – впечатляющая и величественная, является главным произведением классической турецко-исламской архитектуры.


Голубая мечеть. Стамбул.

Строительство мечети началось в 1609 году по распоряжению 19-летнего султана Ахмеда I. Архитектором мечети был Мехмед Ага, ученик великого Синана. Голубая мечеть строилась семь лет.
Свое название она получила благодаря интерьеру, который отделан голубыми изразцами. Эта голубая плитка является дорогостоящим произведением искусства, от вида которого захватывает дух.


Голубая мечеть. Стамбул. Турция.

Необычно то, что в Голубой мечети шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких — на внешних углах внутреннего двора. Легенда рассказывает, что султан приказал построить мечеть с золотыми минаретами («алтын» по-турецки) , но архитектор, зная, что это невозможно, притворился, что не расслышал и построил шесть «алты» минаретов.
Голубая мечеть самая большая по площади мечеть в Стамбуле .

Вход в мечеть бесплатный, но надо быть готовым к длинной очереди.
При входе следует снять обувь, женщинам покрыть голову платком.

За мечетью расположен живописный рынок Араста , где можно купить турецкие сувениры, ковры, камни, ювелирные изделия. Рынок — излюбленное место туристов, цены здесь достаточно высоки, но крытые ряды приспособлены для приятных прогулок.


Рынок Араста.

Стоит заглянуть в кафе Meșala в начале рынка, путеводитель скажет, что это туристическое место, но здесь можно отдохнуть после длительных прогулок, покурить кальян, а вечером послушать живую музыку или посмотреть выступление дервишей.


Посетители рынка Араста.


Посетители рынка Араста.

Обязательно закажите турецкий чай («чай» по-турецки так и произносится «чай»), темный и крепкий его подают в стеклянных стаканчиках в форме тюльпана.


Турецкий чай.

Или кофе, сваренный в турке, с добавлением сахара и кофейной гущей, занимающий добрую половину чашки.
Из более необычных вещей стоит попробовать мухаллеби - традиционный турецкий напиток, молочный кисель на рисовой муке.
Или салеп – горячий напиток из порошкообразной орхидеи (салепа) с добавлением молока или воды, сахара и специй.


Продавец салепа

Вернувшись на площадь Султанахмед, найдите лоток с мороженым. Турецкое мороженое – дондурма – густое и эластичное, его изготавливают из салепа – высушенных клубней орхидей.

Не проходите мимо и турецкого бублика, щедро обсыпанного кунжутом. Его называют симит и продают на каждом шагу. Удивительно, за что его так любят турки!


Доставка симитов 🙂

Привлекает внимание зеленый купол Немецкого фонтана . Он построен в Германии и переправлен в Стамбул частями по реке Дунай. На этом месте его собрали в 1901 г. Фонтан, украшенный золотой мозаикой — подарок канцлера Германской империи Вильгельма II для Абдула Хамида при его визите в Стамбул . В то время Германия и Турция находились в близких дружеских отношениях.
Фонтан необычен тем, что его форма скорее напоминает религиозные фонтаны, чем городские.


Немецкий фонтан.

Направляясь к дворцу Топканы, рядом с Султанскими ворота нельзя не заметить великолепный монументальный фонтан Ахмеда III , который является ярким примером турецкой и османской архитектуры в стиле рококо. Фонтан построил Ахмед Ага – главный архитектор двора в XVIII в.


Фонтан Ахмеда III.

Следующая достопримечательность Султанахамета – дворец Топкапы (Topkapi Sarayi) – древняя резиденция османских султанов.

Огромный дворцовый комплекс поражающей своей богатой коллекцией.
Дворец Топкапы был построен в 1465 г. во время властвования Мехмеда Завоевателя. Дворец покинули в 1853 г. из-за того, что его было трудно отапливать. Резиденция султана переехала в дворец Долмабахче.
Дворец Топкапы – самый крупный и самый древний из всех императорских дворцов, дошедших до наших дней. Его первоначальная площадь составляла 700 тысяч квадратных метров. Здесь размещалась не только резиденция султана с гаремом, но и административный штаб Османской империи.

Войдя во дворец через ворота Султана, попадаем в первый двор. Здесь размещалась стража, королевская казна, арсенал и склады.
Слева от входа находится церковь Святой Ирины, или «Священный мир» — это первая известная византийская церковь, возведенная Константином в 330 году. Церковь закрыта для посещения, в нее можно попасть только со специальной экскурсии.

Из первого двора переходим в средний. С правой стороны находились султанские кухни, где работали около 100 поваров. Сейчас здесь выставлены серебряные приборы и посуда.

Башня справедливости. Дворец Топкапы.

Слева – гарем , совсем отдельная история дворца Топкапы. Гарем означает запрещенное место. Сюда не пускали посторонних, особенно мужчин. Комплекс гарема дворца Топкапы состоит из 400 комнат, это жилые комнаты, кухни, туалеты, больницы, ванные комнаты, связанные друг с другом переходами и коридорами, образуя лабиринт.
Самая большая комната принадлежала матери султана (валиде султан). В комнатах чуть меньше жили жены, которые родили султану сына.
Когда-то здесь проживало тысячи человек, больше половины – женщины, а также их дети и евнухи.

Многие из комнат и палат были разработаны османским Микеланджело — архитектором Синаном. Гарем был украшен в Оттоманском стиле, основанном на Итальянском Барокко.


Дворец Топкапы.


Дворец Топкапы.


Дворец Топкапы.


Дворец Топкапы.

После гарема пройдем на третий двор. Здесь расположены павильоны дворца и другие роскошные залы – библиотека, залы приема и т.д. В 1536 году во дворце работало 580 мастеров: ювелиры, граверы, чеканщики по золоту, белошвейки, мастера по янтарю и другие. Образцы их работ представлены не только в музее, их инкрустациями и мозаикой украшены переходы, стены, мебель, потолки и полы.
Великолепна сокровищница дворца, где хранятся уникальные украшения и драгоценности. Среди них самый известный бриллиант Кашикчи в 86 каратов, т.е. примерно размером с ладонь. Он считается одним из крупнейших бриллиантов мира. Легенда рассказывает о бедняке, которых нашел алмаз на улице и обменял его на три ложки. «Кашикчи» — по-турецки ложечник. А также золотой трон весом 250 кг.


Дворец Топкапы.

Другая достопримечательность Султанахмета
Цистерна Базилика – древнее подземное водохранилище. С дня основания Стамбул не имел своих собственных водных ресурсов, поэтому снабжение водой происходило из гор с помощью акведуков, по которым вода шла в фонтаны и цистерны. Самый известный акведук, сохранившийся до наших дней – акведук Валенс, или Боздуган.
В Византии было много цистерн, самая большая и известная – Цистерна Базилика .
Цистерна Базилика была построена в 532 году при императоре Юстиниане. После распада Византийской империи была заброшена. Но спустя годы жители города выяснили, что под их домами находится огромный резервуар с пресной водой – можно набирать воду, не выходя из дома, и даже ловить рыбу, которая водится в цистерне!
Площадь цистерны около 10 000 квадратных метров, но для посещения открыта только часть сооружения.
Темное помещение освещается неярким красным светом, 336 коринфских и ионийских колонн отражаются в воде, звук падающих капель, все создает мистическую атмосферу.


Цистерна Базилика.

Из всех колонн выделяются две: их нижние части украшены перевернутыми головами Медуз.


Цистерна Базилика.

Осталось заглянуть в церковь Святых Сергия и Вакха , которую называют малой Айя-Софией.
Это одна из самых древних церквей Стамбула, возведённая с 1527 по 565 гг. Ее возвели рядом с домом императора Юстиниана, где он провёл свои молодые годы. Церковь, заложенная на несколько лет раньше собора Святой Софии, послужила его прообразом.
После падения Константинополя церковь продолжала действовать, но в 1506 году церковь была частично разрушена и преобразована в мечеть. В 1762 году пристроили минарет.


Церковь Святых Сергия и Вакха.

В Султанахмете открыто множество ресторанов с турецкой кухней, так как цены в них не сильно колеблются, то можно выбрать любой на ваш вкус.
Несколько ресторанов имеют открытую панорамную террасу на крыше, с которой открывают захватывающие виды.


Вид из ресторана Seven Hills .

Продолжение: Султанахмет: прогулки по улицам.

1. История Стамбула.

3. Эминёню: пристань, Базар специй, балык-экмек.
4. Бейоглу: башня Галата, Таксим, проспект Истикляль.
5. Мечеть султана Сулеймана.
6. Зейрек.
7. Кумкапы.
8. Азия: Юскюдар.
9. Босфор.
10. Дервишы.
11. Хамам.

Римский император Юстиниан хотел построить в Константинополе (современный Стамбул) храм, который должен был стать самым прекрасным в мире. Храм Святой Софии , возведенный в 532-537 гг., — это величественное сооружение, наполненное светом.

Храм, подаренный Феодоре

Император Восточной Римской империи Юстиниан Первый по просьбе своей жены Феодоры повелел построить в Константинополе новый храм Святой Софии. Императрица хотела, чтобы храм был возведен на том же месте, где стоял предыдущий, построенный императором Константином Великим, но погибший при пожаре. Новый храм возвели меньше чем за шесть лет. 26 декабря 537 года император Юстиниан торжественно открыл базилику.

Он очень гордился красотой этого грандиозного сооружения. Юстиниан был убежден, что этот храм еще необычнее, чем храм Соломона в Иерусалиме. Он был так счастлив, что воскликнул: «Соломон, я тебя превзошел!»

Храм Святой Софии в Стамбуле представляет собой один из тех редких памятников, настолько же древних, насколько и великолепных, которых до сегодняшнего дня почти не коснулось время.

Купольная базилика

Император поручил двум греческим архитекторам — Анфимию из Тралл и Исидору из Милета — начертить планы сооружения. Архитекторы решили придать храму вид прямоугольного в плане здания — базилики, а в центре поднять гигантский купол. Этот небывалый свод символизировал Небеса. Он лежал на четырех огромных столбах с помощью парусов — треугольных сферических сводов. Прорезанные в основании купола 40 окон создавали необычайный эффект — чаша купола казалась легко парящей над храмом. В строительстве храма принимали участие 10 тысяч рабочих и 100 мастеров-каменщиков. Превосходные материалы, один лучше другого, прибывали со всех сторон империи: белый, зеленый, розовый и желтый мрамор, малахитовые и порфировые колонны, украшения из храмов Египта, Греции и в том числе из разрушенного храма Артемиды в Эфесе. Центральная дверь храма, предназначенная для императора, была покрыта золотом.

Новый купол

Через двадцать лет после постройки храма Константинополь стал жертвой землетрясения. Легендарный купол обрушился. Молодой сын Исидора из Милета, одного из лучших архитекторов, руководивших реконструкцией, увеличил высоту купола еще на 5 м. С помощью мощных контрфорсов он укрепил стены сооружения.

Великолепные мозаики

С самого начала строительства храм украшали восхитительные мозаики, собранные из мельчайших кусочков разноцветного мрамора. Купол украшала мозаика, изображавшая лик Христа.

Поразительный купол из кирпича 55 м высотой и 32 м в диаметре пропускает свет сквозь маленькие окошки.

Своим великолепием храм отчасти обязан богатству мозаик, самым древним из которых около тысячи лет!

Мечеть и музей

В 1453 году Константинополь был завоеван османской армией султана Мехмета Второго и переименован в Стамбул . Турки сохранили храм Святой Софии, но превратили его в мусульманскую мечеть. К храму пристроили четыре минарета. Над куполом подняли полумесяц. На боковых стенах и по углам повесили плакаты с надписями на арабском языке. Мозаики покрыли штукатуркой, поскольку Коран, священная книга мусульман, запрещает изображать живые существа. К счастью, мозаики не были уничтожены. В 1934 году мечеть перестала функционировать, и храм Святой Софии был превращен в музей. Прекрасные мозаики отреставрировали, и они вновь увидели свет.

Мой блог находят по следующим фразам
. статуя афины
. капелла карла великого
. архитектура готика окна
. иерусалим соломонов храм стена плача
. грабница мавсол
. чертежи храма артемиды

Собор Святой Софии, Софийский собор в Киеве — Фото 2018

Собор Святой Софии или Софийский собор - христианский православный храм, возведенный в XI веке в центральном районе древнего Киева по приказу князя Ярослава Мудрого. В период XVII — XVIII веков был частично перестроен и реконструирован в стиле украинского барокко. На стенах собора сохранились некоторые древние фрески и мозаики, в их числе известная мозаика Богоматерь Оранта.

Софийский собор был первым памятником архитектуры, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО от Украины.

По информации из разных летописей (все они датированы временем намного позже строительства) датой начала строительства собора является 1017 или 1037 год.

В «Повести временных лет» имеется запись о заложении в 1037 году Софийского собора, а также нескольких других значимых построек: Золотых ворот, церкви Святой Ирины и монастыря Святого Георгия.

Изначально Собор Святой Софии имел форму пятинефного крестово-купольного храма с 13 куполами. По трем сторонам он был огорожен двухъярусной галереей, а с наружной стороны -одноярусной. Центральный неф и трансепт был намного шире боковых нефов, создавая в интерьере собора правильный крест. Цилиндрические своды, накрывавшие его главный и поперечный нефы, постепенно поднимались к центральной части здания. Главный купол окружали четыре купола поменьше, а оставшиеся восемь куполов, которые были ещё более маленького размера, находились по углам храма. Кроме окон, стены также украшены декоративными нишами и лопатками.

Собор создавался по византийской технологии из переменных рядов из камня и плинфы, с наружной стороны кладка была обработана раствором-цемянкой.

Чтобы можно было увидеть первоначальный облик стен храма, на фасадах реставраторы решили оставить фрагменты древней кладки. Собор без галерей имеет длину – 29,6 м и ширину - 29,4; а с галереями: 41,8 и 54,7. Высота храма достигает 28,7 м.

Собор строили строители из Константинополя, с участием киевских мастеров. Несмотря на это, невозможно найти точных аналогов Софийского собора в Византии тех времен.

Есть версия, что перед византийскими мастерами поставили задачу создать главный храма Руси, которую они успешно воплотили в жизнь.

В интерьере собора сохранились некоторые фрески и мозаики, сделанные XI века. В палитре мозаик находится 177 оттенков. Мозаики имеют сходства с византийским искусством первой половины XI века, в аскетическом стиле.

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ И СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ НА САЙТЕ)

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная (подборка материалов на сайте)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (10) В помощь прихожанам (4 508) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (344) Буклеты, памятки и листовки (140) Видеофильмы, видеолекции и беседы (1 143) Вопросы священнику (543) Изображения (263) Иконы (596) Иконы Божией Матери (134) Проповеди (1 397) Статьи (2 158) Требы (32) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (197) Любовь, брак, семья (92) Материалы для воскресной школы (428) Аудио (24) Видео (113) Викторины, вопросы и загадки (55) Дидактические материалы (86) Игры (40) Изображения (55) Кроссворды (36) Методические материалы (49) Поделки (33) Раскраски (18) Сценарии (16) Тексты (111) Повести и рассказы (33) Сказки (14) Статьи (23) Стихи (35) Учебники (17) Молитва (568) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (407) Новости (293) Новости Кинельской епархии (111) Новости прихода (59) Новости Самарской митрополии (14) Общецерковные новости (82) Основы православия (4 608) Библия (1 208) Закон Божий (1 181) Миссионерство и катехизация (1 967) Секты (7) Православная библиотека (507) Словари, справочники (59) Святые и Подвижники благочестия (2 096) Блаженная Матрона Московская (6) Иоанн Кронштадтский (3) Символ Веры (103) Храм (188) Устройство храма (2) Церковное пение (40) Церковные записки (12) Церковные свечи (12) Церковный этикет (16) Церковный календарь (3 068) Антипасха (15) Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия (13) Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы (14) Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная (24) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (19) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (10) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (11) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (7) Неделя о блудном сыне (25) Неделя о Страшном суде (16) Пост (529) Великий пост (298) Рождественский Пост (39) Радоница (10) Родительская суббота (41) Светлая Седмица (17) святителя Григория Паламы (1) Седмица сырная (масленица) (34) Страстная Седмица (78) Церковные праздники (838) Благовещение (17) Введение во храм Пресвятой Богородицы (15) Воздвижение Креста Господня (23) Вознесение Господне (21) Вход Господень в Иерусалим (20) День Святого Духа (17) День Святой Троицы (49) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (27) Обрезание Господне (5) Пасха (139) Покров Пресвятой Богородицы (26) Праздник Крещения Господня (50) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (2) Преображение Господне (23) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (139) Рождество Иоанна Предтечи (12) Рождество Пресвятой Богородицы (27) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (6) Сретение Господне (29) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (8) Успение Пресвятой Богородицы (35) Церковь и таинства (174) Елеосвящение (10) Исповедь (40) Миропомазание (5) Причащение (30) Священство (6) Таинство Венчания (18) Таинство Крещения (21) Основы православной культуры (36) Паломничество (264) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Дивеевская обитель (1) Рим (Вечный город) (3) Святая земля (6) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (58) Православное радио (92) Православный журнал (50) Православный музыкальный архив (175) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (104) Расписание богослужений (72) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (95) Слово Патриарха (137) СМИ о приходе (25) Суеверия (45) Телеканал (451) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (251) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (71) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (129) Проза (19) Стихи (44) Чудеса и знамения (61)

Православный календарь

Мчч. 42-х во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720).

Обретение Честного Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме (326). Прмчч. Конона и сына его Конона (270–275). Прп. Аркадия Кипрского (ок. 361). Прп. Фридолина Зекингенского (540).

Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской и «Благодатное Небо».

@На 6-м часе: Ис. XI, 10 – XII, 2. На веч.: Быт. VII, 11 – VIII, 3. Притч. X, 1–22.@

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Дни празднования: 7 марта, 29 мая

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» на­зва­на так по над­пи­си, со­хра­нив­шей­ся на иконе: «Аз Спо­руч­ни­ца греш­ных к Мо­е­му Сы­ну...».

Впер­вые этот об­раз про­сла­вил­ся чу­де­са­ми в Ни­ко­ла­ев­ском Од­рине муж­ском мо­на­сты­ре Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­ре­дине 19-­го сто­ле­тия. Древ­няя ико­на Бо­го­ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» из-за вет­хо­сти сво­ей не поль­зо­ва­лась долж­ным по­чи­та­ни­ем и сто­я­ла в ста­рой ча­совне у мо­на­стыр­ских во­рот. Но в 1843 го­ду мно­гим жи­те­лям в сно­ви­де­ни­ях бы­ло от­кры­то, что ико­на эта на­де­ле­на, по Бо­жье­му Про­мыс­лу, чу­до­твор­ной си­лой. Ико­ну тор­же­ствен­но пе­ре­нес­ли в цер­ковь. К ней на­ча­ли сте­кать­ся ве­ру­ю­щие и про­сить о вра­че­ва­нии сво­их пе­ча­лей и бо­лез­ней. Пер­вым по­лу­чил ис­це­ле­ние рас­слаб­лен­ный маль­чик, мать ко­то­ро­го го­ря­чо мо­ли­лась пе­ред этой свя­ты­ней. Осо­бен­но про­сла­ви­лась ико­на во вре­мя эпи­де­мии хо­ле­ры, ко­гда мно­гих смер­тель­но боль­ных, с ве­рою к ней при­те­ка­ю­щих, она воз­вра­ти­ла к жиз­ни.

В мо­на­сты­ре в честь чу­до­твор­но­го об­ра­за был по­стро­ен боль­шой трех­пре­столь­ный храм. На иконе «Спо­руч­ни­ца греш­ных» Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на с Мла­ден­цем на ле­вой ру­ке, Ко­то­рый обе­и­ми ру­ка­ми Сво­и­ми дер­жит Ее пра­вую ру­ку. Гла­вы Бо­го­ма­те­ри и Мла­ден­ца увен­ча­ны ко­ро­на­ми.

В 1848 го­ду усер­ди­ем моск­ви­ча Ди­мит­рия Бон­че­ску­ла был сде­лан спи­сок с это­го чу­до­твор­но­го об­ра­за и по­ме­щен в его до­ме. Вско­ре он про­сла­вил­ся ис­те­че­ни­ем це­ли­тель­но­го ми­ра, дав­ше­го мно­гим вы­здо­ров­ле­ние от тяж­ких бо­лез­ней. Этот чу­до­твор­ный спи­сок пе­ре­нес­ли в храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Ха­мов­ни­ках, в ко­то­ром был устро­ен то­гда же при­дел в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных». Кро­ме 7 мар­та, празд­не­ство в честь этой ико­ны со­вер­ша­ет­ся 29 мая.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Споручница грешных»

Умолка́ет ны́не вся́кое уны́ние / и страх отча́яния исчеза́ет,/ гре́шницы в ско́рби се́рдца обрета́ют утеше́ние/ и Небе́сною любо́вию озаря́ются све́тло:/ днесь бо Ма́терь Бо́жия простира́ет нам спаса́ющую ру́ку/ и от Пречи́стаго о́браза Своего́ веща́ет, глаго́лющи:/ Аз Спору́чница гре́шных к Моему́ Сы́ну,/ Сей дал Мне за них ру́це слы́шати Мя вы́ну./ Те́мже, лю́дие, обремене́ннии грехи́ мно́гими,/ припади́те к подно́жию ико́ны Ея́, со слеза́ми вопию́ще:/ Засту́пнице ми́ра, гре́шным Спору́чнице,/ умоли́ Ма́терними Твои́ми моли́твами Изба́вителя всех,/ да Боже́ственным всепроще́нием покры́ет грехи́ на́ша/ и све́тлыя две́ри ра́йския отве́рзет нам,// Ты бо еси́ предста́тельство и спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Перевод: Успокаивается сейчас всякая печаль и исчезает страх отчаяния, грешники получают утешение в тяготах сердечных и Небесной любовью светло озаряются, потому что сегодня Матерь Божия подает нам спасающую руку и от Пречистого образа Своего говорит нам: «Я Ходатаица за всех грешных перед Сыном моим, Он поручился Мне за них, что будет слышать Меня всегда». Поэтому люди, обремененные многими грехами, припадите к подножию иконы Её, со слезами взывая: «Заступница мира и Ходатаица за грешных, умоли Материнскими Твоими молитвами Избавителя всех, чтобы Божественным всепрощением Он простил грехи наши и светлые двери райские открыл нам. Потому что Ты защита и спасение всех христиан».

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Споручница грешных»

Тебе́, милосе́рдия исто́чнику при́сно теку́щему/ и Спору́чнице гре́шных, недосто́йнии раби́ Твои́, Богоро́дице,/ припа́дающе, скорбя́ще, вопие́м Ти:/ спаса́й нас от бед, Влады́чице,// и ма́терним Твои́м хода́тайством испроси́ всем нам ве́чное спасе́ние.

Перевод: К Тебе, источнику милосердия всегда текущему и Ходатаице о грешных, недостойные рабы Твои, Богородица, преклоняя колена в скорби взываем: «Спасай нас от бед, Владычица, и материнским Твоим ходатайством испроси для всех нас вечное спасение».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Споручница грешных»

Честно́е жили́ще бы́вшее/ неизрече́ннаго естества́ Боже́ственнаго/ вы́ше сло́ва и па́че ума́/ и гре́шным еси́ Спору́чница,/ подава́еши благода́ть и исцеле́ние,/ я́ко Ма́ти всех Ца́рствующаго:/ моли́ Сы́на Твоего́// получи́ти нам ми́лость в День су́дный.

Перевод: Будучи почитаемым жилищем несказанной Божественной природы, выше слов и более ума [выше понимания] и грешным Ты Ходатаица, подаешь благодать и исцеление, как Мать Царствующего над всеми, моли Сына Твоего о том, чтобы нам получить помилование в судный День.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Споручница грешных»

О, Влады́чице Преблагослове́нная, Защи́тнице ро́да христиа́нскаго, прибе́жище и спасе́ние притека́ющих к Тебе́! Вем, вои́стинну вем, я́ко зело́ согреши́х и прогне́вах, Преми́лостивая Госпоже́, рожде́ннаго пло́тию от Тебе́ Сы́на Бо́жия: но и́мам мно́гии о́бразы пре́жде мене́ прогне́вавших Его́ благоутро́бие: мытари́, блудни́цы и про́чия гре́шники, и́мже даде́ся проще́ние грехо́в их, покая́ния ра́ди и испове́дания. Ты́я у́бо о́бразы поми́лованных очесе́м гре́шныя души́ моея́ представля́я и на толи́кое Бо́жие милосе́рдие, о́нех прие́мшее, взира́я, дерзну́х и аз гре́шный прибе́гнути с покая́нием ко Твоему́ благоутро́бию. О Всеми́лостивая Влады́чице, да пода́си ми ру́ку по́мощи и испро́сиши у Сы́на Твоего́ и Бо́га ма́терними и святе́йшими Твои́ми моли́твами тя́жким мои́м грехо́м проще́ние. Ве́рую и испове́дую, я́ко Той, Его́же родила́ еси́, Сын Твой, есть вои́стину Христо́с, Сын Бо́га Жива́го, Судия́ живы́х и ме́ртвых, воздая́й кому́ждо по дело́м его́. Ве́рую же па́ки и испове́дую Тебе́ бы́ти и́стинную Богоро́дицу, милосе́рдия исто́чник, утеше́ние пла́чущих, взыска́ние поги́бших, си́льную и непрестаю́щую к Бо́гу Хода́таицу, зело́ лю́бящую род христиа́нский, и Спору́чницу покая́ния. Вои́стинну бо несть челове́ком ины́я по́мощи и покро́ва, ра́зве Тебе́, Госпоже́ Преми́лостивая, и никто́же упова́я на Тя постыде́ся когда́, и Тобо́ю умоля́я Бо́га, никто́же оста́влен бысть. Того́ ра́ди молю́ Твою́ неисче́тную бла́гость: отве́рзи две́ри милосе́рдия Твоего́ мне, заблу́дшему и па́дшему в тиме́ние глубины́, не возгнуша́йся мене́ скве́рнаго, не пре́зри гре́шнаго моле́ния моего́, не оста́ви мене́ окая́ннаго, я́ко в поги́бель зло́бный враг похи́тити мя и́щет, но умоли́ о мне рожде́ннаго от Тебе́ милосе́рдаго Сы́на Твоего́ и Бо́га, да прости́т вели́кия моя́ грехи́, и изба́вит мя от па́губы моея́: я́ко да и аз со все́ми получи́вшими проще́ние воспою́ и просла́влю безме́рное милосе́рдие Бо́жие и Твое́ непосты́дное о мне заступле́ние в жи́зни сей и в несконча́емом ве́це. Ами́нь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Споручница грешных»

Цари́це моя Преблага́я, Наде́ждо моя́ Пресвята́я, Спору́чнице гре́шных! Се, бе́дный гре́шник предстои́т Тебе́! Не оста́ви мене́, все́ми оста́вленнаго, не забу́ди мене́, все́ми забы́таго, даждь ми ра́дость, неве́дущему ра́дования. О, тя́жки мои́ бе́ды и ско́рби! О, безме́рны мои́ грехопаде́ния! Я́ко тьма нощна́я - житие́ мое́. И несть в сыне́х челове́ческих ни еди́наго си́льнаго ми помощи́. Ты - Еди́ная моя́ Наде́жда. Ты - Еди́ный мой Покро́в, Прибе́жище и Утвержде́ние. Дерзнове́нно простира́ю к Тебе́ немощны́я мои́ ру́це и молю́: умилосе́рдися о мне, Всеблага́я, пощади́ искупле́ннаго Кро́вию Сы́на Твоего́, утоли́ боле́зни многовоздыха́ющия души́ моея́, укроти́ я́рость ненави́дящих и оби́дящих мя, возста́ви си́лы моя́ увяда́ющия, обнови́, я́ко у орля́те, ю́ность мою́, не попусти́ осла́бнути в де́лании за́поведей Бо́жиих. Огне́м небе́сным косни́ся смуще́нныя души́ моея́ и испо́лни ю́ ве́ры непосты́дныя, любве́ нелицеме́рныя и наде́жды изве́стныя. Да всегда́ пою́ и сла́влю Тебе́, Преблагослове́нную ми́ра Засту́пницу, Покро́в наш и Спору́чницу всех нас гре́шных, и поклоня́юся Сы́ну Твоему́ и Спа́су на́шему, Го́споду Иису́су Христу́, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Жизнепода́тельным Ду́хом Святы́м во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Мы с вами продолжаем изучение Священной евангельской истории и в данной программе поговорим об Отроке Иисусе в Иерусалимском храме, опираясь на текст Евангелия от Луки.

Евангелие от Луки, глава 2, стихи 40–52.

2.40. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

2.41. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.

2.42. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.

2.43. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,

2.44. но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми

2.45. и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.

2.46. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;

2.47. все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

2.48. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.

2.49. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?

2.50. Но они не поняли сказанных Им слов.

2.51. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.

2.52. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

(Лк. 2, 40–52.)

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНЫХ ДЕТЕЙ

П риуготовляя своих верных чад к благодатному времени Великого поста, времени особых духовных подвигов и покаяния Церковь предлагает нашему вниманию притчу о блудном сыне (см.: Лк. 15, 11–32).


(MP3 файл. Продолжительность 9:19 мин. Размер 6.8 Mb)

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • Чудо святителя Луки: рассказ однокурсника

    Спустя пару-тройку дней мне назначают сдать в очередной раз анализ. И вдруг результат… Инфекции нет!